Подрядчик добросовестно выполнил свои обязательства и сдал результаты работ заказчику по 4 муниципальным контрактам. Каждый контракт был заключен в рамках закупок малого объема.
Спустя несколько месяцев прокурор потребовал признать контракты недействительными из-за дробления закупки в целях ухода от конкурентных процедур. Прокурор также просил обязать подрядчика вернуть оплату по всем контрактам (более 1 млн руб.).
Суды признали контракты ничтожными, но полученную по ним оплату взыскивать не стали. Они отметили:
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 18.03.2021 по делу N А55-11835/2020
Заказчик привязал формулу ценообразования к розничным ценам на бензин, которые действуют непосредственно в день заправки. Участник закупки посчитал такую формулу незаконной и указал, что она выгодна только собственникам АЗС.
УФАС поддержало участника, а вот суды трех инстанций встали на сторону заказчика. Они отметили, что формулу цены каждый заказчик разрабатывает самостоятельно. Спорная формула, по мнению судов, прозрачна и справедлива.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 23.03.2021 по делу N А06-1385/2020
УФАС и суды трех инстанций указали: в силу разного нормативно-правового регулирования не у всех организаций, которые могут проводить медосмотры, есть врачебные комиссии по психиатрическому освидетельствованию. Если включить эти услуги в одну закупку, будет ограничена конкуренция.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2021 по делу N А56-33805/2020
Заказчик провел открытый электронный конкурс на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий (код по ОКПД2 81.10.10.000). В техзадании заказчик указал, что среди прочего в обязанности исполнителя входит техническая эксплуатация и текущий ремонт сетей электро-, тепло- и водоснабжения.
Антимонопольный орган отметил: указанные услуги есть в аукционном перечне, а значит, нужно было проводить электронный аукцион.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 11.03.2021 по делу N А14-1098/202
Контрольно-счетная палата установила, что заказчик неправильно применил расценки при формировании начальной цены договора подряда. Из-за этого цена оказалась завышена почти на 145 тыс. руб.
Суды трех инстанций отказали заказчику, который требовал от подрядчика вернуть эту сумму. Суды отметили: весь объем работ по договору принят без замечаний, стоимость оплаченных работ не превышает цену договора.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 11.03.2021 по делу N А56-53240/2020
В извещении и документации об электронном аукционе заказчик предусмотрел, что в первой части заявки должен присутствовать показатель "количество товара". Суды поддержали действия аукционной комиссии, которая отклонила заявку, в которой этого показателя не было. Суды отметили: отсутствие спорного показателя может вызвать у заказчика сомнения в том, принимает ли участник полностью требования документации.
Отметим, что у ФАС иная позиция: количество товара не является конкретным показателем товара. Факт подачи заявки уже говорит о том, что участник согласен поставить товар в требуемом объеме.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 16.03.2021 по делу N А73-12103/2020
ИП указала в графе "Место нахождения участника закупки/Место жительства участника закупки" второй части заявки только регион и город. Суды поддержали решение комиссии об отклонении заявки.
Довод о том, что комиссия могла установить адрес места жительства по данным из приложенной копии паспорта, суды отклонили. Они указали: приложенные к заявке документы призваны лишь подтвердить информацию, которая включена в заявку.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 16.03.2021 по делу N А51-5362/2020
Часть судов, руководствуясь позицией ВС РФ, указывают на правомерность подтверждения опыта договорами субподряда.
Вместе с тем другая часть судов поддерживает антимонопольные органы: субподрядчика, который выполнил отдельные этапы или виды строительных работ, нельзя признать лицом, у которого есть опыт строительства объекта в целом.
Документы: Постановления АС Западно-Сибирского округа от 22.03.2021 по делу N А46-13468/2020, АС Уральского округа от 12.03.2021 по делу N А60-25800/2020
В составе заявки участник представил копию муниципального контракта без допсоглашений. Комиссия посчитала, что участник не подтвердил свой опыт.
Антимонопольный орган и суды трех инстанций указали: комиссия поступила неправильно. Из представленных участником документов можно было однозначно установить предмет контракта, срок выполнения работ, цену. Кроме того, участник представил акты выполненных работ.
Отсутствующие допсоглашения касались лишь источника финансирования и включения в цену НДС. Эти документы доступны в ЕИС.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.03.2021 по делу N А63-5433/2020
По результатам рассмотрения жалобы УФАС предписало аннулировать закупку. Суды поддержали заказчика, поскольку:
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.03.2021 по делу N А61-1194/2020