Рассмотрим основные положения.
Во-первых, регионы больше не будут устанавливать сроки уплаты налога и авансовых платежей по нему (п. 78 ст. 2 проекта). Планируют закрепить в НК РФ единые для всех сроки (п. 82 ст. 2 проекта):
Эти правила будут действовать с 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 9 проекта).
Во-вторых, российские организации смогут не отчитываться по недвижимости, в отношении которой база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (пп. "б" п. 83 ст. 2 проекта). Для этих объектов планируют ввести тот же порядок, что уже действует по транспортному и земельному налогам: организация сама рассчитывает сумму, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговикам, если это нужно, а инспекция направляет сообщение об исчисленном налоге.
Порядок начнут применять начиная с отчетности за 2022 год (ч. 17 ст. 9 проекта).
В-третьих, закрепляют правила для случаев, когда имущество уничтожено (п. 81 ст. 2 проекта). Налог можно не платить с 1-го числа месяца гибели объекта, но нужно подать в инспекцию заявление. Его форму утвердит ФНС. Нормы заработают со следующего года (ч. 3 ст. 9 проекта).
С 2022 года от НДС планируют освободить услуги общепита, которые оказывают через рестораны, кафе, закусочные, столовые и т.д., а также при выездном обслуживании (п. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 9 проекта). Под освобождение не попадает реализация продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями и ИП, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей.
По общему правилу для освобождения от НДС нужно выполнить условия:
Отдельные правила предусмотрены для налогоплательщиков, которые зарегистрируются в 2022 – 2024 годах.
Напомним, об освобождении услуг общепита от НДС недавно говорил президент.
Обращаем внимание, что для организаций и ИП, которые оказывают такие услуги, планируют предусмотреть специальные положения по взносам (подробнее см. ниже).
В проекте предусмотрели ставки акцизов на 2024 год (п. 17 ст. 2 проекта). Практически по всем позициям повышение составит около 4% по сравнению с 2023 годом. Например, предлагают установить такие ставки:
При разработке проекта Минфин говорил, что речь идет об индексации ставок акцизов с учетом инфляции.
50-процентное ограничение на учет убытков прошлых лет предлагают продлить до конца 2024 года (п. 40 ст. 2 проекта). По действующей редакции временный порядок применяется по 31 декабря 2021 года.
Напомним, с 1 января 2017 года уменьшить базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет можно не более чем на 50%. Исключение составляют базы по некоторым специальным ставкам.
В перечень расходов, которые можно учесть на спецрежиме, планируют внести два новых пункта (п. 66 ст. 2 проекта):
Действие таких норм распространят на правоотношения, которые возникли с 1 января 2021 года (ч. 8 ст. 9 проекта).
Стоит отметить, что Минфин запрещал налогоплательщикам на УСН учитывать в расходах оплату тестирования работников на Covid-19.
Организациям культуры хотят разрешить заплатить налог на прибыль за 2020 и 2021 годы не позднее 28 марта 2022 года (п. 44 и пп. "б" п. 46 ст. 2 проекта). Перечислять авансовые платежи за эти периоды не нужно. Порядок касается организаций культуры, у которых основная деятельность:
Основной вид деятельности будут смотреть по коду в ЕГРЮЛ на 31 декабря 2020 года.
Во-первых, предлагают уточнить, что при реконструкции первоначальная стоимость изменяется независимо от размера остаточной стоимости ОС (п. 33 ст. 2 проекта). Аналогичное правило будет действовать при достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации и т.д.
Во-вторых, хотят скорректировать порядок амортизации для случая, когда в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования ОС не увеличился (п. 34 ст. 2 проекта). В этой ситуации организация должна применять норму амортизации, которую определили по первоначально установленному сроку полезного использования. Минфин ранее говорил, что можно использовать старую норму амортизации.
Оба изменения вступят в силу 1 января следующего года (ч. 4 ст. 9 проекта).
Подробнее о налоговом учете при реконструкции и модернизации ОС см. материал.
Регионам предлагают разрешить снижать ставку по налогу на прибыль для налогоплательщиков, которые предоставляют по лицензионному договору права использования результатов интеллектуальной деятельности (п. 41 ст. 2 проекта). Исключительные права должны быть зарегистрированы и принадлежать налогоплательщику. Применять пониженную ставку можно будет только в отношении прибыли от предоставления прав. Для этого нужно вести раздельный учет.
Детали установят в региональных законах.
Новые правила заработают через месяц после опубликования закона (ч. 2 ст. 9 проекта).
Предлагают закрепить, что налог не нужно платить с 1-го числа месяца, когда транспортное средство принудительно изъяли (пп. "б" п. 76 ст. 2 проекта). Налогоплательщик должен подать заявление об этом в любую инспекцию. Можно дополнительно представить документы, которые подтверждают изъятие.
Поправки должны вступить в силу 1 января 2022 года (ч. 3 ст. 9 проекта).
ФНС уже не раз обращала внимание на подход судов: если автомобиль изъяли, то платить транспортный налог не нужно.
Страхователи, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, могут использовать пониженные тарифы взносов даже тогда, когда среднесписочная численность их работников превысит 250 человек (пп. "б" п. 88 ст. 2 проекта). Речь идет о тарифах для малого и среднего бизнеса. Таким образом, с учетом изменений в Закон о развитии малого и среднего предпринимательства платить пониженные взносы можно до тех пор, пока работников не больше 1 500 человек (п. 1 ст. 3 проекта).
Изменения заработают с 1 января 2022 года (ч. 4 ст. 9 проекта).
В ряде случаев в декларации 3-НДФЛ можно будет не указывать доходы от продажи недвижимости до истечения 3 или 5 лет владения (п. 30 ст. 2 проекта). В отчетности можно не отражать доходы, если гражданин в отношении объекта пользуется правом на имущественный вычет. Стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:
Новшества вступят в силу со следующего года (ч. 4 ст. 9 проекта).
Предлагают скорректировать порядок вступления в силу новых правил о социальном вычете на физкультурно-оздоровительные услуги: нормы начнут действовать с 1 августа 2021 года, а вот применять их можно будет к доходам, которые физлица получат начиная с 1 января 2022 года (ст. 6 проекта).