Все новости
Сегодня
ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в особых требованиях к товару по Закону N 223-ФЗ
Сегодня
Рак поджелудочной железы: опубликованы новые клинические рекомендации
28 января
Отвод и таксация лесосек, лесоустройство: аттестация специалистов обязательна с 1 марта 2025 года
28 января
Матстимулирование госслужащих и отпускные: кассация взыскала недоплату лишь за последний год
28 января
Проект о новых мерах против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ принят в первом чтении
28 января
Лечебное питание для детей-инвалидов: правительство расширило список
28 января
Нарушения в сфере экономической концентрации: проект о повышении одного из штрафов внесен в Госдуму
28 января
Топ-3 "поворотных" дел ВС РФ по налогам за II полугодие 2024 года
28 января
Обновленная декларация по НДПИ: налоговики направили контрольные соотношения
28 января
ВС РФ: после признания судом отношений трудовыми у работника есть год, чтобы взыскать зарплату
28 января
НМЦК при госзакупках топлива: с 3 февраля 2025 года будет действовать единый порядок расчета
28 января
Минздрав напомнил о правовом статусе клинических рекомендаций
27 января
Роспотребнадзор продолжит контролировать соблюдение отдельных техрегламентов о пищевой продукции
27 января
Важные новости для юриста за неделю с 20 по 24 января
27 января
Штрафы за уклонение от многих проверок вырастут в несколько раз – изменения прошли первое чтение
27 января
Важные новости для бухгалтера за неделю с 20 по 24 января
27 января
НДС 0% при экспорте по железной дороге: ФНС утвердила реестр для обоснования ставки
27 января
Конфликт интересов служащего: примеры из практики за II полугодие 2024 года
27 января
Минтруд: период отпуска по беременности и родам учитывают при расчете ежегодного отдыха
27 января
Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: интересная практика за 2023 - 2024 годы
27 января
Медпомощь взрослым при ожирении: обновлены клинические рекомендации
25 января
Розничная продажа энергетиков: биометрию покупателя можно использовать с 24 января 2025 года
25 января
Премии медсестрам за интенсивность работы кассация посчитала нецелевым расходом средств ОМС
24 января
Госконтроль за безопасной эксплуатацией лифтов: инспекторы начнут выявлять 2 новых индикатора риска
24 января
Беспошлинный ввоз яблок, картофеля и моркови: 24 января вступил в силу порядок применения льготы
24 января
Сведения о трудовой деятельности поданы позже – суд отказал служащей в компенсации морального вреда
24 января
Появились клинические рекомендации по острому панкреатиту
24 января
Знак национальной системы аккредитации: появилась новая версия политики его использования
24 января
Психиатрические диспансеры будут передавать сведения о пациентах в полицию с 1 марта 2025 года
24 января
Меры поддержки граждан: Минтруд сообщил, что более 40 пособий и выплат проиндексируют с 1 февраля
24 января
Проведение СОУТ в упрощенном порядке на малых и микропредприятиях: Минтруд хочет расширить список
24 января
Проект о праве запретить преимущественную покупку доли в ООО принят в первом чтении
24 января
Требование о представлении документов: ФНС пояснила, что нужно отражать цепочку контрагентов
24 января
СФР указал, где для оплаты дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами отражать их СНИЛС
24 января
Больше некоммерческих организаций будет применять Закон N 223-ФЗ: проект прошел первое чтение
24 июня 2021

Претензионный порядок: важные разъяснения Пленума ВС РФ

Спустя год ВС РФ снова обобщил практику по соблюдению досудебного порядка урегулирования споров. По некоторым вопросам, например о необходимости претензии при подаче встречного иска, позиция изменилась диаметрально.

Когда претензия нужна

Если в споре несколько истцов или ответчиков, нужно соблюдать следующие правила:

Когда претензия не нужна

Верховный суд разъяснил, что претензия не нужна, когда:

  • предъявляют встречный иск. Отметим, что в прошлом году у Президиума ВС РФ была противоположная позиция: по общему правилу претензия нужна;
  • взыскивают неустойку и проценты - если была претензия в отношении "непросуженного" основного долга;
  • меняют иск;
  • в дело вступил надлежащий ответчик. Однако есть риск: если надлежащий ответчик докажет, что мог уладить спор без суда, истца могут оставить без компенсации судебных издержек независимо от исхода судебного дела;
  • претензию направлял правопредшественник истца;
  • в суд обращается прокурор, государственные и муниципальные органы в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан.

Соблюдать досудебный порядок также не нужно вступившему в дело третьему лицу с самостоятельными требованиями.

Могут ли примирительные процедуры заменить направление претензии

Могут, если спорящие стороны согласны, а закон, который предусматривает досудебный порядок, позволяет изменить его договором. Причем заранее договариваться о возможности примирительных процедур необязательно. В прошлом году Верховный суд занимал противоположную позицию: примирительные процедуры должны быть закреплены в договоре.

Как подтвердить проведение примирительных процедур

При доказывании проведения примирительных процедур можно, в частности, предоставить:

  • протокол разногласий;
  • соглашение о прекращении медиации;
  • заявление об отказе от продолжения медиации;
  • предложение о проведении обязательных примирительных процедур, на которое другая сторона не ответила.

Куда и как направить претензию

Можно направить претензию в адрес филиала, если спор вытекает из его деятельности. Таким образом, решен вопрос, по которому в практике не было единства мнений.

Пленум подтвердил позицию из прошлогоднего обзора по досудебному порядку: претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор.

Пленум подробно разъяснил, когда претензию можно отправить по электронной почте, через социальную сеть или мессенджер. Должно быть выполнено хотя бы одно условие:

  • у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией, для них это обычная практика;
  • такой порядок предусмотрен нормативно либо недвусмысленно закреплен в договоре.

Чтобы доказать отправку претензии указанными способами, можно предоставить скриншот, на котором есть точное время его получения и адрес интернет-страницы. Заверяет скриншот сам участник процесса.

Претензией не признают:

(п. 4 постановления)

Когда отсутствие приложений к претензии не делает ее недействительной

Закон или договор могут устанавливать перечень документов и сведений, которые необходимо направить ответчику вместе с претензией. В ряде случаев их отсутствие некритично:

  • из того комплекта документов, который смог предоставить истец, можно с очевидностью установить существо и размер требований;
  • отсутствующие документы и сведения есть у ответчика;
  • документы есть у ответчика-госоргана либо он их может получить через межведомственное взаимодействие;
  • ответчик в установленных законом случаях не сообщил об отсутствии необходимых документов или их неправильном оформлении.

Когда нужно заявлять о несоблюдении досудебного порядка

Верховный суд детализировал прошлогоднее разъяснение о том, что заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно исключительно в первой инстанции.

Даже если заявить ходатайство в первой инстанции, его могут отклонить по следующим причинам:

  • ответчик уже успел сделать заявление по существу спора и не выразил намерение его урегулировать;
  • истек срок досудебного урегулирования.

Как исчисляется срок исковой давности при досудебном урегулировании

Течение данного срока приостанавливается на срок досудебного урегулирования, установленный законом или договором (при отсутствии такого срока — на 6 месяцев).

В случае досрочного ответа на претензию, течение срока приостанавливается до этого момента.

Какие есть особенности досудебного урегулирования отдельных видов споров

При разногласиях между сторонами спора по вопросу соблюдения претензионного порядка, суд может принять иск к рассмотрению и разрешить их. Например, это возможно, когда перевозчик отказался рассматривать претензию, сославшись на нарушение порядка ее подачи.

По общему правилу, Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный претензионный порядок. Иное могут устанавливать только специальные законы, например, Закон об ОСАГО. Условие договора о претензионном порядке по потребительским спорам ничтожно.

Если права по обязательству из финуслуг перешли от организации или предпринимателя к потребителю, последний может не соблюдать претензионный порядок.

Считается, что потребитель не выполнил досудебный порядок, если потребовал от финорганизации уплатить штрафные санкции, но не заявлял об этом при обращении к финансовому омбудсмену. Не имеет значения, что требование об уплате основного долга в досудебном порядке потребитель заявил.

Связанные новости