В целом сфера действия нового закона не изменилась по сравнению с Законом N 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП (далее — прежний закон о проверках). Новый закон, как и предшественник, не регулирует налоговые, валютные, таможенные проверки, контроль закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, финансовый контроль. Имеются и другие исключения.
Начало действия закона — 1 июля, но предусмотрены переходные положения.
План проверок на 2021 год, утвержденный по прежнему закону о проверках, распространяется и на проверки, которые проходят во втором полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем предварительно уведомят.
Проверки, которые к 1 июля не закончились, проводят и оформляют по правилам, действовавшим на момент их начала. По тем же правилам нужно обжаловать их, даже если организация или ИП подает жалобу после 1 июля.
Если жалобу подали до 1 июля, ее рассмотрят в порядке, который действовал на дату начала проверки.
Региональные и муниципальные проверки проводят по старым правилам до тех пор, пока не будут утверждены положения о видах регионального и муниципального контроля. Они должны быть приняты до 1 января 2022 года.
До конца 2024 года прежний закон о проверках продолжает применяться к целому ряду видов контроля: к антимонопольному контролю, контролю в сфере гособоронзаказа и т.д. Этот закон продолжает действовать и при уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности.
Закон делит контрольные мероприятия на две группы. Их можно назвать "бесконтактными" (когда нет взаимодействия с контролируемым лицом) и "контактными".
"Бесконтактные" способы (наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) и выездное обследование) могут использовать при любых видах контроля. При этом достаточно ведомственного задания.
Закрытый перечень "контактных" способов проверок должен быть установлен в положении или законе о конкретном виде контроля. Такими способами могут быть документарная проверка, выездная проверка, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр. К примеру, Роспотребнадзор при проверках в сфере защиты прав потребителей может применять все способы.
"Контактные" проверки могут проводить на плановой и внеплановой основе, как и раньше.
Определили подробные правила проведения каждого мероприятия. Мероприятия различаются набором допустимых контрольно-надзорных действий. В их числе осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не будут действовать произвольно.
Единый реестр проверок, который ведет Генпрокуратура, заменяется единым реестром контрольных (надзорных) мероприятий. До конца 2021 года региональные и муниципальные проверяющие могут использовать старый реестр, если нет положения о виде контроля, принятого по новому закону.
Новый реестр аккумулирует всю информацию о проверке: кто и когда ее проводил, какие решения принял, как их исполнили, кого и как наказали.
"Контактную" проверку нельзя провести до тех пор, пока информации о ней не будет в реестре. Есть исключения. Так, выездное обследование может перерасти в контрольную закупку, если это предусмотрено положением о виде контроля. Тогда информацию в реестр внесут постфактум.
На решении о проведении проверки должен быть QR-код. По нему можно перейти к сведениям о проверке в реестре.
Чтобы получить доступ к сведениям о проверках, контролируемое лицо может воспользоваться учетной записью на портале госуслуг или личным кабинетом в ведомственной информационной системе.
Правительство детально определило, какие сведения и в какой срок следует вносить в реестр. Установлены также уровни доступа к ним:
Например, сведения о контрольной закупке открыты для всех, но лишь на следующий рабочий день после ее проведения. Информация о решении контрольного органа и принятых мерах доступнa только тому, кого проверяли.
Если проверку обжаловали в досудебном порядке через портал госуслуг, в реестр включат текст жалобы, ее статус и результат рассмотрения.
При судебном обжаловании в реестр включат сведения о результатах, если решения либо акты проверяющих отменят или изменят.
Документарная проверка длится не более 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от момента, когда истребованные документы представлены проверяющим.
Выездная проверка — не более 10 рабочих дней. Если у организации есть подразделения в разных регионах, для каждого подразделения срок устанавливают отдельно. Общее время взаимодействия проверяющих с малым бизнесом ограничено — не более 15 часов для микропредприятий, не более 50 часов для остальных.
Инспекционный визит — не более 1 рабочего дня на одном объекте.
Рейдовый осмотр — не более 10 рабочих дней (в том числе не более 1 рабочего дня на взаимодействие с одним контролируемым лицом).
Сроки остальных мероприятий определяют исходя из периода времени, который обычно нужен для закупки, изъятия проб или проведения экспертиз.
Предварительно не уведомят:
О внеплановой выездной проверке предварительно уведомят не позднее чем за 24 часа. Законы о конкретных видах контроля могут предусматривать исключения из этого правила. Например, не уведомят организацию общепита при проведении санитарно-эпидемиологического контроля.
Кроме того, есть общее правило: если имеется угроза причинения вреда, любое внеплановое контрольное мероприятие можно проводить без уведомления.
Проверочные листы будут использовать не ранее 1 марта 2022 года. При рейдовых осмотрах и выездных проверках в обязательном порядке, в остальных случаях - по решению контрольного органа.
Если проверку проводили в рамках федерального контроля по новому Закону о проверках, до подачи жалобы в суд нужно проверить, требуется ли соблюсти досудебный порядок. На этот момент уже обратил внимание Пленум ВС РФ. С 1 июля 2021 года досудебный порядок действует для 59 видов контроля, включая проверки Роструда, МЧС, Росздравнадзора.
Жалобу подают через портал госуслуг, если она не содержит охраняемую законом тайну. С более подробной информацией можно ознакомиться на портале.
Закрепили приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным и предусмотрели, в частности, следующие профилактические мероприятия:
Так, Роспотребнадзор может присуждать компаниям и ИП, работающим с потребителями, репутационный статус. Контролируемое лицо может размещать эту информацию публично, например, на своем сайте, в рекламе.