Предприниматель 16 лет был зарегистрирован в квартире матери. В это время он строил свой дом. Пробовал оформить его в собственность, но Росреестр отказал, так как предоставили не все документы.
Как поручитель предприниматель задолжал банку деньги, его признали банкротом. Через 2 дня после этого он оформил право собственности на дом, а через несколько месяцев зарегистрировался в нем. Тогда же он попросил исключить из конкурсной массы единственное жилье (дом более 360 кв. м) и участок (более 2 000 кв. м).
Две инстанции отказали. Предприниматель действовал недобросовестно. Он искусственно наделил объекты недвижимости исполнительским иммунитетом.
Кассация с ними не согласилась. У предпринимателя и его бывшей супруги нет другого жилья. То, что он сменил место регистрации в ходе банкротства, само по себе не говорит о недобросовестном поведении и злоупотреблении правом.
ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение. Первые две инстанции недостаточно исследовали обстоятельства дела. Преждевременно сделали вывод о недобросовестности, не выяснили, где фактически проживал должник. Не установили, чем была вызвана задержка регистрации. Кассация ошибочно применила исполнительский иммунитет.
Верховный суд детализировал позицию КС РФ о возможности обращать взыскание на единственное жилье. Он, в частности, указал: