Застройщик обязался передать инвестору нежилые помещения в новом объекте. Поскольку застройщик вовремя этого не сделал, с него взыскали проценты по ст. 395 ГК РФ за период до 13 августа 2018 года включительно.
26 июня 2019 года стороны подписали допсоглашение. В нем контрагенты среди прочего установили новый срок передачи помещений — не позднее 31 августа того же года. Действие этого правила стороны распространили на отношения с 14 августа 2018 года.
Позже инвестор решил взыскать проценты за период с 14 августа 2018 года по 26 июня 2019 года включительно. Три инстанции сослались среди прочего на допсоглашение и отказали в иске. ВС РФ с ними не согласился.
Ранее он разъяснял: по общему правилу договор можно изменить только на будущее время. Это не освобождает стороны от ответственности за нарушение обязанностей в прошлом, если об ином не договорились отдельно.
Суды не проверили, было ли в допсоглашении условие об освобождении застройщика от ответственности за период с даты наступивших сроков исполнения обязательства до момента подписания этого документа.
Ретроспективное изменение даты передачи помещений при наличии на день заключения допсоглашения просрочки автоматически не отменяет ответственности застройщика.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.