Рассмотрим основные предлагаемые правила.
Для бухучета нематериальным активом (НМА) предлагают считать объект, который (п. 4 проекта ФСБУ):
Такими объектами считают (п. 6 проекта ФСБУ):
Единицей учета планируют считать инвентарный объект — совокупность прав на НМА, которые возникли из договора или иного документа, подтверждающего существование самого актива и прав на него (п. 10 проекта ФСБУ). Инвентарным может быть и сложный объект из нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм и др.).
Стандарт предлагают не распространять, в частности, на такие объекты (п. 8 проекта ФСБУ):
Когда объект признают в бухучете, его оценивают по первоначальной стоимости (п. 12 проекта ФСБУ). После признания можно использовать два способа оценки (п. 14 проекта ФСБУ):
Второй способ применяют к НМА, для которых существует активный рынок по МСФО (IAS) 38 (п. 16 проекта ФСБУ).
Для каждого объекта нужно определить срок полезного использования исходя из, например (п. п. 29 и 30 проекта ФСБУ):
Когда срок полезного использования определить невозможно, амортизацию не начисляют (п. 32 проекта ФСБУ).
По общему правилу амортизацию начинают начислять с даты признания объекта в бухучете, а прекращают – с момента его списания (п. 37 проекта ФСБУ). Могут и приостановить начисление, если ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость (п. 34 проекта ФСБУ).
Способ амортизации зависит от того, каким периодом определяют срок полезного использования. Если это период, когда НМА будет приносить экономические выгоды, то выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка (п. 39 проекта ФСБУ). Если исходят из количества продукции (объема работ или услуг), которые ожидают получить от использования НМА, то амортизируют пропорционально количеству продукции (п. 40 проекта ФСБУ).
Списать объект можно, например (п. 44 проекта ФСБУ):
С учетом существенности в бухотчетности нужно раскрыть, в частности (п. 48 проекта ФСБУ):