Организация вела формальный документооборот по закупке товаров с двумя контрагентами. Фактически продукция поступала от производителей на спецрежимах. Налоговики провели выездную проверку и отказали организации в учете расходов по налогу на прибыль по операциям с этими лицами.
Хотя суды поддержали доводы инспекции о формальном документообороте, они пришли к выводу, что ей следовало определить действительный размер налоговых обязательств. Отказ в учете экономически обоснованных расходов по формальному признаку искажает реальный размер налога, а он должен иметь экономическое обоснование и не может быть произвольным.
Суды сослались в том числе на позицию КС РФ: в ходе налогового контроля определяют объем налогов исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности. В данном случае они учли общую сумму затрат на товар без необоснованной наценки.
К похожему выводу пришел АС Уральского округа.
Отметим, ФНС допускает налоговую реконструкцию в определенных случаях.