ВС РФ отказался пересматривать выводы по двум делам АС Московского округа, который поддержал инспекцию: коэффициенты Кв и Кз нужно считать по лицензионному участку в целом. Налогоплательщик настаивал на том, что показатели вычисляют по отдельным участкам недр (месторождению) в границах по горноотводным актам, т.е. исключая иные территории.
Речь идет о коэффициентах, которые характеризуют степень выработанности запасов.
Аналогичного подхода ВС РФ придерживался и ранее. Причем такое же мнение высказывали и ФНС, и Минфин.
Документы: Определение ВС РФ от 18.10.2021 N 305-ЭС21-18230
Определение ВС РФ от 29.07.2021 N 305-ЭС21-12831
Налоговики решили, что при исчислении НДПИ организация незаконно не учла в расчетной стоимости полезного ископаемого проценты по кредитам. Компания ссылалась на то, что займы брала на финансирование текущей деятельности, а не на добычу сырья.
Однако АС Восточно-Сибирского округа посчитал, что цели кредитов нельзя рассматривать как не связанные с основным видом деятельности организации. Раздельный учет расходов по операциям с заемными средствами компания не вела. Значит, подход налоговиков верный.
Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2021 по делу N А78-1974/2020
АС Западно-Сибирского и Уральского округов рассмотрели несколько дел, которые касаются расчета НДПИ при добыче строительного камня и реализации щебня. Некоторые из этих дел ВС РФ отказался пересматривать. Обстоятельства, выводы судов и аргументация схожи.
Налогоплательщики ссылались на то, что добывают строительный камень, а щебень получают уже при переработке, т.е. при дроблении. Однако суды, соглашаясь с налоговиками, указывали: щебень – это первая продукция, которая соответствует двум условиям:
В ГОСТе есть описание горных скальных пород, но это не говорит о том, что их нужно признать полезным ископаемым при расчете НДПИ. Такие породы не считаются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров. Значит, облагать налогом нужно щебень, т.е., по сути, строительный камень после дробления.
Документы: Определение ВС РФ от 19.10.2021 N 309-ЭС21-18458
Определение ВС РФ от 11.10.2021 N 309-ЭС21-17888
Определение ВС РФ от 06.10.2021 N 309-ЭС21-17279
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.10.2021 по делу N А03-945/2020
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.09.2021 по делу N А03-805/2020
Постановление АС Уральского округа от 18.06.2021 по делу N А60-23354/2020
Постановление АС Уральского округа от 16.06.2021 по делу N А60-32363/2020
Организация добывала песок двумя способами – сухоройным и гидромеханизированным. По проекту отработки месторождения сырье нужно было разрыхлить. Однако по договору с контрагентом компания продавала песок в плотном виде, именно за 1 куб. м такого полезного ископаемого установили цену. Поэтому при расчете НДПИ брали объем плотного песка.
Инспекция решила, что для налогообложения нужно применить коэффициент разрыхления. АС Уральского округа с таким подходом согласился, поскольку процесс добычи по проекту отработки включает разрыхление.
Документ: Постановление АС Уральского округа от 20.07.2021 по делу N А60-41065/2020
ВС РФ указал: если изменения подзаконного акта исправляют ошибку, говорить, что такие поправки ухудшают положение налогоплательщика, нельзя. Значит, запрет обратной силы на такие изменения не распространяется. Спор касался правил определения количества нефтяного сырья на переработку для расчета акциза и вычета по нему.
Соответствующий порядок действует с 1 января 2019 года. Изначально в правилах говорилось о том, что количество нужно измерять как массу брутто в тоннах. Но уже в конце марта 2019 года ее изменили на массу нетто. Компания посчитала, что за январь - март она была вправе использовать показатель массы брутто. Однако инспекция, с которой согласились суды, решила иначе. Спор дошел до ВС РФ, который пересматривать выводы нижестоящих инстанций не стал.
Верховный суд обратил внимание на то, что вычет акциза для нефтяного сырья был формой финансовой поддержки бизнеса. Если применять массу брутто, увеличивается возмещение акциза из бюджета, что противоречит целям законодателя при установке права на вычет. Суд посчитал, что Минэнерго допустило ошибку, когда принимало первоначальный вариант правил, и, исправляя ее, по сути, привело нормы в соответствие с положениями НК РФ.