По суду компания перечислила клиенту страховку за ДТП с неустойкой. Позже клиент заявил, что нужно доплатить неустойку за период просрочки, о котором ранее не заявляли. Страховщик отказал. Финансовый омбудсмен обращение клиента удовлетворил.
Компания обжаловала решение финансового уполномоченного в суде, просила снизить неустойку по п. 1 ст. 333 ГК РФ. Она несоразмерна последствиям нарушения.
Суды компанию поддержали. Уменьшили неустойку в 22 раза — с 344 638 до 15 000 руб.
ВС РФ не согласился. Он напомнил: для коммерческих организаций в отношениях с потребителями специально установили повышенную неустойку. Снизить ее можно в исключительных случаях.
Суды не обосновали, почему заявленная сумма несоразмерна просрочке в 206 дней за невыплату страховки в размере 167 тыс. руб. Просрочка для компании была очевидна, невыплату подтвердил суд. Несмотря на это, неустойку уменьшили.
Кроме того, компания все-таки перечислила спорную сумму потребителю. В таком случае она не может требовать ее снизить по ст. 333 ГК РФ. Доказательств, что деньги списали со счета принудительно, нет.