18 января. Зарегистрировали корректировки к порядку формирования КБК. Ввели подстатьи 191-199 аналитической группы подвида доходов и КВР 801 – 809.
24 декабря. Опубликовали изменения в перечнях КБК на 2022 год и плановый период.
8 декабря. Опубликовали поправки к Приказу N 61н. Они предусматривают 5 новых форм электронных документов бухучета.
Образцы новой редакции учетной политики смотрите в нашей подборке, подробности о составлении документа — в путеводителе.
С 1 января 2022 года утратит силу Положение Минфина СССР N 105.
Уберите из учетной политики ссылки на этот документ. Закрепите в ней правила, которые применяли по умолчанию. Это могут быть такие положения:
В прошлом году в приказе предусмотрели ряд форм электронных первичных документов и регистров. С 1 января 2021 года их обязаны применять те, кто передал полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа власти или местной администрации. Другим органам и учреждениям дали право решить, применять ли эти формы при ведении учета.
Однако Минфин неоднократно высказывал мнение, что новшества должны внедрить все организации бюджетной сферы. Такие разъяснения ведомство направляло, например, в декабре 2020 года и феврале 2021 года. Необходимость применения данных форм рекомендуем согласовать с учредителем и финансовым органом. Решение закрепите в учетной политике.
В текущем году появился второй нормативный акт с формами документов для органов и учреждений. В декабре Минфин его дополнил.
Приказ предусматривает 17 форм электронных первичных документов и 3 формы электронных регистров. Подробнее о них смотрите в нашем материале.
Все должны применять эти формы с 2023 года. Однако новшества можно внедрить и раньше. Решение укажите в учетной политике. Его вправе принять централизованная бухгалтерия в отношении обслуживаемых организаций.
С 1 января 2022 года на новые формы обязаны перейти федеральные органы и казенные учреждения, которые по решению правительства передали ведение бюджетного учета Казначейству.
В некоторых формах есть реквизит "Идентификатор контрагента". В бухгалтерской программе добавьте уникальные коды из 22 разрядов для каждого контрагента. Дополнительно о переходе на новые формы смотрите в путеводителе.
Отметим, в электронных первичных документах по Приказу N 61н можно не проставлять отметку бухгалтерии и не заполнять другие поля для отражения бухгалтерских записей. Вместо этого оформляют электронный бухгалтерский документ (бухгалтерскую справку или извещение). С формами по Приказу N 52н так разрешили поступать только централизованным бухгалтериям. Полагаем, другие учреждения могут согласовать с учредителем и финансовым органом применение аналогичного подхода.
В дальнейшем Минфин планирует перенести все документы по Приказу N 52н в Приказ N 61н, то есть унифицирует их формы под электронный документооборот.
Начиная с отчетности 2022 года действуют стандарты о консолидации отчетности и представлении в ней сведений по сегментам.
Из-за этого Минфин планирует ввести специальные КБК для обособления расчетов между учредителями и бюджетными, автономными учреждениями, между разными ведомствами одного бюджета и т.д. Дождитесь изменений, чтобы отразить их в учетной политике и скорректировать настройки бухгалтерской программы.
Новое: В конце января 2022 года для отражения безвозмездных неденежных поступлений и передач ввели подстатьи 191 - 199 аналитической группы подвида доходов и КВР 801 - 809. К таким операциям относят движение обязательств и активов, кроме денег и их эквивалентов. Коды применяют с начала 2022 года. Поскольку в инструкциях к планам счетов их еще не учли, рекомендуем внедрять изменения по согласованию с учредителем и финансовым органом. Отметим, Минфин уже привел увязку кодов КОСГУ и новых КВР.
С 1 января 2022 года надо применять стандарт "Биологические активы". Он затронет лишь некоторые учреждения.
Как биологические активы учитывают только живые организмы, которые учреждения выращивают или содержат для получения биологической продукции либо разведения биологических активов, в т.ч. на продажу. Если основная цель другая, объекты учитывают в прежнем порядке. Например, это касается насаждений, за которыми ухаживают лишь для озеленения территории учреждения, животных зоопарков, служебных собак.
Объекты относят к биологическим активам независимо от срока полезного использования или кратности получения продукции. На счета их учета нужно перенести и те живые организмы, которые прежде отражали как матзапасы: птиц, кроликов, пушных зверей, семьи пчел, растения питомников и др. Объекты могут трансформироваться в биологическую продукцию после сбора, вылова, прекращения их жизнедеятельности.
Инвентаризационная комиссия должна выявить биологические активы. Учесть их по-новому нужно в межотчетном периоде, во входящих остатках 2022 года. Укажите в учетной политике особенности отражения имущества учреждением, например единицы учета биологических активов.
Счета 113 00 "Биологические активы" и 110 00 "Затраты на биотрансформацию" Минфин еще не утвердил. Дождитесь поправок, чтобы внести изменения в рабочий план счетов.
Ведомство выпустило методические рекомендации по применению стандарта. Подробнее о новых правилах учета смотрите в готовом решении.
С нового года региональные и муниципальные исполнительные органы, их казенные учреждения могут передать Казначейству полномочия по начислению и перечислению зарплаты, бюджетному учету и составлению отчетности. Решение о передаче принимает Правительство РФ на основании обращения высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации.
Если такое решение примут, скорректируйте положения учетной политики. Регламентируйте в ней только оставшиеся полномочия.
Начиная с планирования расходов на 2022 год скорректировали назначение кода 247. Отражайте по нему плату в т.ч. за горячую воду, которую получили из открытых систем теплоснабжения. В текущем году эти суммы относят к коду 244.
Новое: в августе 2022 года внесли поправки в Приказ N 85н. К коду 247 отнесли и затраты на горячую воду, которую поставляют по закрытой системе водоснабжения. Учесть изменение надо с начала 2022 года. О таком подходе Минфин сообщал в январе этого года.
Также для кода 247 закрепили два правила, которые учреждения уже могли применять по умолчанию. Показывайте по нему оплату любых снабженческо-сбытовых услуг, предусмотренных договором поставки энергетических ресурсов. К этому коду не относите суммы за заправку автотранспорта и бытовых баллонов газом на станциях розничной продажи.
Уточнили и перечень операций, которые отражают по коду 113. По нему учитывайте выплаты физлицам не только по закону, но и согласно локальным нормативным актам учреждения. Речь идет о гражданах, которых привлекают для выполнения полномочий или участия в мероприятиях без заключения трудовых договоров или ГПД.
Минфин довел письмом новый подход к отражению с 2022 года платы оператору за участие в электронной закупке по Закону N 44-ФЗ. Относите суммы к коду 244, а не 853.
С 2022 года по статье 250 разделяйте операции текущего и капитального характера. Первые показывайте по прежним кодам 251, 252 и 253. Для вторых используйте новые коды:
Показатели на 2022 год и плановый период отражайте с учетом перечней из Приказа N 75н. По сравнению с предыдущими перечнями изменений немного. Также учитывайте поправки к новому приказу, которые Минфин зарегистрировал в декабре.
В текущем году Минфин дважды скорректировал рекомендуемую форму плана ФХД государственных и муниципальных учреждений: в мае и октябре. При утверждении документа используйте актуальную редакцию. Напомним, конкретную форму плана для учреждения устанавливает учредитель.
Правила составления и утверждения бюджетной сметы изменились только для федеральных казенных учреждений. Минфин уточнил порядок согласования сметы с вышестоящими органами, утвердил новые формы обоснований плановых показателей. Ведомство довело методические рекомендации по составлению обоснований на 2022 год и плановый период.