Общество передало в залог банку свои здания. Этим обеспечило возврат кредитов юрлицом. Срок ипотеки не установили. В ноябре 2017 года банк потребовал от юрлица досрочно вернуть деньги. Поскольку требование не выполнили, в июле 2019 года банк подал иск к обществу как залогодателю.
Три инстанции отказали. Они применили положения ГК РФ о поручительстве. По этим правилам иск к залогодателю можно предъявить в течение года со дня, когда наступил срок исполнения кредитного обязательства. Есть условие: залогодатель не должен являться заемщиком. Срок пропустили, он начал течь в ноябре 2017 года, когда банк потребовал досрочно вернуть кредит.
ВС РФ не согласился. Договором об ипотеке не установили срок ее действия, а сроки погашения кредитов наступили только в феврале 2019 года и декабре 2020 года. От них и нужно отсчитывать год для подачи иска к залогодателю. Банк обратился в суд в июле 2019 года — договор ипотеки еще был в силе. На его действие не влияет то, что банк предъявлял требование о досрочном возврате кредита юрлицу.
Ранее Верховный суд к аналогичным выводам уже приходил.