Проверяющие доказали дробление бизнеса для применения упрощенки и доначислили налоги по общей системе.
Один из участников схемы посчитал: если он не должен применять УСН, то может вернуть платежи по спецрежиму. Однако инспекция отказала в возврате, поскольку прошло более 3 лет.
17-й ААС встал на сторону налогоплательщика. Он указал: о переплате предприниматель мог узнать только после доначисления налогов другому участнику схемы по итогам проверки. Поэтому срок возврата не истек.
АС Уральского округа не поддержал этот вывод. Он отметил: схему создали умышленно. Значит, предприниматель уже в момент уплаты налога по УСН знал, что не должен платить его и делает это излишне. Срок обращения в суд пропустили. ВС РФ не стал пересматривать дело.
Отметим, АС Уральского округа рассмотрел несколько заявлений о возврате налога по упрощенке от участников этой схемы. По ним он сделал аналогичные выводы.
Так, по одному из дел суд указал: принятое инспекцией решение по контрагенту значения не имеет. Налогоплательщик знал, что участники схемы действуют формально, задолго до проверки. Дополнительно суд сослался на Определение ВС РФ с аналогичными выводами.
По другому делу общество тоже не смогло доказать, что о переплате оно узнало только после вынесения решения по проверке.
АС Волго-Вятского округа отметил: организация, как участник схемы, действовала умышленно. Поэтому она не могла не знать, что оснований платить налог по УСН у нее нет.
Ранее мы писали о похожих ситуациях.
Инспекция установила схему дробления бизнеса: организация передавала часть работ взаимозависимым лицам, чтобы "не слететь" с УСН. Суд поддержал проверяющих, но при этом отметил, что контрагенты могут скорректировать налоги по спецрежиму.
Налогоплательщики обратились за возвратом переплаты по упрощенке, но инспекция им отказала со ссылкой на пропуск 3 лет.
АС Северо-Западного округа рассмотрел несколько заявлений от участников схемы. По ним он сделал одинаковые выводы.
Так, по одному из дел суд указал: участник схемы узнал о возможности скорректировать обязательства после выездной проверки, а о нарушении своего права — с момента отказа инспекции вернуть налог. Таким образом, компания обратилась сначала в налоговую, а затем в суд в пределах 3 лет и не нарушила срок.
ВС РФ с этими выводами не согласился. По его мнению, платежи, которые подконтрольные участники схемы уплатили в рамках спецрежима, нужно учитывать при расчете итоговых доначислений организатору схемы. То есть надо суммировать не только все доходы группы, но и налоги, которые с них уплатили участники. Заявитель не может требовать возврата, поскольку его права не нарушались. Фактически компания не вела деятельность, она лишь выступала подконтрольным участником схемы.
Дополнительно ВС РФ отметил: хотя инспекция не учла платежи по УСН по итогам выездной проверки, она должна это сделать на основании судебного акта.