Сотрудник открыл больничный только на четвертый день отсутствия на работе. За первые два дня работодатель объявил выговоры, а за третий — уволил. Первая инстанция поддержала этот подход, но вышестоящие суды с ним не согласились.
Учли, что сотрудник не был на работе, так как плохо себя чувствовал и не хотел разносить инфекцию. Место его работы было перепрофилировано под ковидный госпиталь. Истец считал, что заразился. Суды признали причину отсутствия уважительной.
В практике 3-го и 6-го КСОЮ есть похожие ситуации, когда плохое самочувствие и подозрение на коронавирус оправдали отсутствие на работе, даже если больничный не открыт или открыт не сразу.
На базе центра, где работала сотрудница, разместили обсерватор. Она ушла на самоизоляцию, уведомив работодателя, что отказывается работать там, где есть угроза ее жизни и здоровью. Причину отсутствия признали неуважительной и оформили увольнение за прогул.
Первая инстанция поддержала работодателя. Она учла, что в центре проводили противоэпидемические мероприятия. Условия труда соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, требованиям охраны труда и техники безопасности.
Апелляция восстановила сотрудницу. Подчеркнула, что цели и условия работы изменились. Работодатель должен был разъяснить, какие меры принимает для безопасности сотрудников. Если работница не соглашалась трудиться в новых условиях, следовало перевести ее на дистанционку или предложить другую должность.
Кассация подтвердила, что увольнение незаконно.
Из рассылки в корпоративной почте сотрудник узнал о переводе на удаленку в связи с коронавирусом, непосредственный руководитель это подтвердил. Работник не пришел в офис, и его уволили за прогул.
В суде работодатель отмечал, что приказа об удаленке не было, а письмо направил коллега из сторонней организации. Первая инстанция согласилась с увольнением.
Мосгорсуд среди прочего отметил, что в день отсутствия в офисе сотрудник работал удаленно, прогула не было. При выборе взыскания работодатель не учел тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он совершен. Увольнение признали неправомерным. 2-й КСОЮ поддержал такой подход.
Приказом работодателя сотрудницу перевели на дистанционный труд. Через несколько месяцев этот режим отменили, но в офис она не вернулась. Оформили прогул. Первая инстанция и апелляция поддержали работодателя.
Кассация не согласилась с увольнением. В период "прогула" сотрудница продолжала трудиться дистанционно. Суды не проверили, принял ли работодатель выполненную работу. Не выяснили, было ли необходимо возвращать сотрудницу в офис с учетом эпидобстановки. 9-й КСОЮ направил дело на новое рассмотрение в апелляцию.