В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года пени для организаций станут рассчитывать исходя из 1/300 ставки рефинансирования (п. 2 ст. 1 проекта). Нормы о повышенных ставках применять не будут.
Действие этого положения станут применять в том числе к недоимке, которая возникла до вступления в силу закона (ч. 3 ст. 5 проекта).
Во-первых, с 60 млн до 120 млн руб. планируют повысить порог доходов для признания сделок контролируемыми (пп. "б" п. 3 ст. 1 проекта).
Во-вторых, не будут считать контролируемыми сделки, хотя бы одна из сторон которых применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль, если доходы и расходы по ним признают в 2022–2024 годах. При этом дата заключения договора значения не имеет (пп. "а" п. 3 ст. 1 проекта).
Во-первых, предлагают установить нулевую ставку для услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения (п. 1 ст. 2 проекта). Применять ее станут по 30 июня 2027 года включительно. При этом налогоплательщик сможет пользоваться нулевой ставкой до истечения 20 последовательных кварталов, следующих за налоговым периодом введения объекта туристской индустрии в эксплуатацию. Чтобы подтвердить право на ставку, организации и ИП должны подавать в инспекцию отчет о доходах от оказания этих услуг, а также подтверждение ввода объекта в эксплуатацию (п. 2 ст. 2 проекта).
Во-вторых, нулевую ставку планируют применять к аренде (пользованию) объектов туристской индустрии, которые ввели в эксплуатацию после 1 января 2022 года (в том числе после реконструкции) и которые есть в реестре правительства (п. 1 ст. 2 проекта). Нулевая ставка действует 20 последовательных кварталов, следующих за вводом в эксплуатацию. Налогоплательщики должны представить документальное подтверждение ввода объекта в эксплуатацию и договор об аренде или о пользовании либо его копию (п. 2 ст. 2 проекта).
В обоих случаях моментом определения налоговой базы станут считать последнее число каждого квартала (п. 3 ст. 2 проекта).
В-третьих, предлагают на 2022 и 2023 годы предусмотреть дополнительную возможность применить заявительный порядок возмещения НДС (п. 4 ст. 2 проекта). Чтобы воспользоваться правом, налогоплательщик на момент подачи заявления должен не находиться в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении него не должно быть возбуждено дело о банкротстве. В этом случае по общему правилу возместить в заявительном порядке без банковской гарантии можно налог в сумме, которая не превышает совокупно налоги и взносы за предшествующий календарный год. Налоги в связи с перемещением товаров через границу в расчете не учитывают. Если НДС к возмещению больше, то на превышение нужна банковская гарантия или поручительство.
Изменят порядок расчета предельной суммы, свыше которой проценты по вкладам облагаются НДФЛ. Для расчета станут брать максимальное значение ключевой ставки из действовавших на 1-е число каждого месяца в году (п. 6 ст. 2 проекта). Напомним, сейчас имеет значение лишь показатель на 1 января.
Если для примера взять значения прошлого года, пороговой является сумма 75 тыс. руб. (7,5% * 1 млн руб.) вместо 42,5 тыс. руб.
Однако обращаем внимание: проценты, которые граждане получили в 2021 и 2022 годах, планируют освободить от налога (пп. "г" п. 7 ст. 2 проекта). Получается, что фактически обязанность платить НДФЛ с процентов по вкладам появится с доходов 2023 года.
Планируют освободить от НДФЛ доходы в виде имущества (за исключением денег) и имущественных прав, полученных в собственность в 2022 году от иностранной организации, для которой физлицо было контролирующим по состоянию на 31 декабря прошлого года (пп. "б" п. 7 ст. 2 проекта).
Чтобы воспользоваться льготой, нужно соблюсти 2 условия:
Способ приобретения имущества и прав в собственность значения не имеет.
Для IT-организаций на 2022–2024 годы планируют установить нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 14 ст. 2 проекта). Условия ее применения такие же, как сейчас для пониженной ставки 3%: госаккредитация, доля доходов и среднесписочная численность.
По общему правилу действие специальных интервалов значений процентных ставок по контролируемой задолженности, которые устанавливали на 2020 и 2021 годы, хотят продлить до конца 2023 года (п. 11 ст. 2 проекта).
Кроме того, на 2022 и 2023 годы предлагают предусмотреть особые правила расчета предельной величины процентов, которые можно учесть в расходах, по контролируемой задолженности, возникшей до 1 марта текущего года (ст. 4 проекта):
Для положительных и отрицательных курсовых разниц по обязательствам и требованиям в иностранной валюте предлагают установить особый порядок. Разницы, которые возникли в 2022‒2024 годах, будут признавать в доходах и расходах на дату прекращения или исполнения требования либо обязательства (п. п. 12 и 13 ст. 2 проекта).
Организации, которые в 2022 году платят ежемесячные авансовые платежи, смогут до окончания года перейти на авансы исходя из фактической прибыли (п. 15 ст. 2 проекта). Сделать это можно начиная с отчетного периода 3 месяца, 4 месяца и т.д. Авансы, перечисленные ранее, засчитают.
Изменение расчета авансов надо отразить в учетной политике. Кроме того, нужно уведомить о нем налоговиков не позднее 20-го числа месяца, последнего в отчетном периоде, с которого организация переходит на другой порядок уплаты авансов. Если юрлицо решит перейти на платежи исходя из фактической прибыли начиная с периода в 3 месяца, сообщить в инспекцию нужно не позднее 15 апреля.
Планируют отменить коэффициенты 1,1 и 2 для транспортного налога (п. 16 ст. 2 проекта). Напомним, первый применяется к автомобилям стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 3 лет, а второй — к автомобилям стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно не старше 5 лет.
Применять новый порядок предлагают с расчета налога за 2022 год (ч. 6 ст. 5 проекта).
Обращаем внимание, что в этом году Минпромторг в перечне дорогих автомобилей объединил названные категории в одну.
Если организация платит налог на имущество по кадастровой стоимости, в 2023 году для расчета предлагают использовать показатели, которые применяют с 1 января 2022 года (п. 17 ст. 2 проекта). Правило станут применять, если кадастровая стоимость на 1 января 2023 года превышает показатель 2022 года. Исключение — стоимость объекта увеличилась из-за изменения его характеристик.
Налог за 2023 год планируют рассчитывать по кадастровой стоимости на 1 января 2022 года, если на 1 января 2023 года она станет больше (п. 18 ст. 2 проекта). Исключение — стоимость участка увеличилась из-за изменения его характеристик.