Предприятие поставило теплоэнергию в муниципальные нежилые помещения в многоквартирном доме. Городской комитет по управлению имуществом ее не оплатил. По иску предприятия суды велели погасить долг и уплатить пени.
В ходе банкротства предприятия право требования присужденной суммы продали управляющей компании. Та переуступила его гражданину. Он попросил суд сделать процессуальную замену — признать взыскателем его, а не предприятие.
Первая инстанция и апелляция гражданина поддержали.
Кассация решила иначе. По ЖК РФ управляющим компаниям нельзя передавать право требовать возврата просроченного долга третьим лицам. Это не касается уступки в адрес вновь выбранной управляющей организации и ряда иных субъектов. По мнению кассации, данные правила нужно применять независимо от того, кто собственник помещения.
ВС РФ сослался на пояснительную записку к проекту закона, которым ввели указанный запрет. Из нее следует, что цель ограничения — защитить граждан от коллекторов и других непрофессиональных участников рынка ЖКУ. Значит, запрет относится только к просроченным долгам физлиц.
Таким образом, ВС РФ оставил в силе акты первых двух инстанций, а постановление кассации отменил.