Когда у страхователя трудится пенсионер, стоит быть особенно внимательным со сроками подачи и полнотой СЗВ-М. На основании этих сведений фонд принимает решение о том, индексировать или нет пенсию (работающим индексация не положена). Если работодатель забыл такого сотрудника в отчетности либо в целом сдал сведения с опозданием, с него могут взыскать разницу. Несколько таких споров в конце апреля рассмотрели окружные суды.
Так, АС Дальневосточного округа решил, что страхователь должен вернуть фонду излишне выплаченную пенсию, но в меньшем размере, чем того хотел ПФР. Выяснилось: например, СЗВ-М за январь организация подала только в марте. Поэтому индексацию за январь и февраль нужно было вернуть, а вот за март — нет, ведь тогда фонд уже знал, что пенсионер работает.
АС Северо-Кавказского округа не стал взыскивать со страхователя деньги. Действительно, отчетность за октябрь сдали только в начале декабря, но за ноябрь отчитались в срок. Кроме того, решение об индексации ПФР принимал уже после получения ноябрьской отчетности, однако сведения не уточнил. Суд признал, что причины убытков — бездействие и неосмотрительность фонда.
АС Поволжского округа также встал на сторону страхователя, который подал сведения на работающего пенсионера за январь только в начале марта. За другие месяцы отчитывались вовремя. Также выяснилось, что решение о перерасчете пенсии ПФР принял только в середине марта, т.е. уже после того, как получил дополнение СЗВ-М. Значит, решил суд, фонд неправомерно не учел эти сведения и использовал неактуальную информацию. Возлагать вину на страхователя в таком случае нельзя.
Аналогичные выводы встречались и ранее. Подробнее о важной практике по этому вопросу за 2021 год см. обзор.