Пленум установил следующие характеристики решения, которое можно обжаловать по гл. 24 АПК РФ:
Действие — волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может нарушать права, свободы и законные интересы граждан и организаций, создавать препятствия к их осуществлению. В качестве примеров Пленум привел размещение информации в Интернете, действия в рамках организации дорожного движения.
В порядке гл. 24 АПК РФ можно оспорить процедурные решения, связанные с ведением реестров. Пленум привел несколько примеров:
Если речь идет об оспаривании прав, которые зафиксированы в реестрах, должен предъявляться иск.
Акты налоговых, таможенных проверок, акты контрольно-надзорных мероприятий в рамках Закона о госконтроле не подлежат самостоятельному оспариванию. Оспаривать нужно решения, которые будут приняты на основании этих актов.
Эта позиция закрепляет арбитражную практику, сложившуюся в последние годы (см., к примеру, постановления АС Дальневосточного округа, АС Уральского округа).
В качестве примера таких документов Пленум приводит удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний, иные документы, подтверждающие статус лица или режим имущества.
Оспаривать нужно не сам документ, а решение, которое основано на зафиксированных в документе обстоятельствах, или решение, которое послужило основанием выдачи документа.
Если за имущественное требование уплачена госпошлина в нужном размере, суд вправе рассмотреть его в том же деле по правилам искового производства. Пример — ситуация, когда при оспаривании решения налогового органа по результатам проверки заявлено требование о возврате излишне взысканного налога.
Вместе с тем суд вправе выделить имущественное требование в отдельное производство.
Пленум указал: суд выясняет причины пропуска срока в предварительном или основном судебном заседании. Уважительность причин суд оценивает независимо от того, заявлялось ли отдельное ходатайство о восстановлении срока.
Уважительной причиной может быть, в частности, обжалование решения в вышестоящем госоргане.
По общему правилу решение или действия госоргана оспаривают по месту его нахождения, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального ведомства.
Вместе с тем, если полномочия госоргана распространяются на несколько регионов или на всю страну, заявление можно подать в арбитражный суд того региона, где возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемого решения.
Если выявлен пробел, который повлиял на возможность граждан и организаций реализовать свои права и законные интересы, суд применяет аналогию права или закона. Например, так суд может поступить в ситуации, когда не принят подзаконный акт, который должен урегулировать реализацию права.
Если от надлежащего исполнения судебного решения зависит возможность заявителя беспрепятственно осуществлять свои права, суд может присудить денежную сумму на случай его неисполнения.
Примеры обязанностей госорганов, исполнение которых можно обеспечить таким способом:
Вместе с тем рассматриваемую меру не примут в делах об оспаривании актов, решений и действий налоговых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственного и муниципального контроля.