Срок ответа ведомству сократили с 30 календарных до 10 рабочих дней. Он может быть увеличен в пределах 5 рабочих дней на основании мотивированного уведомления.
1. Из Закона о персональных данных исключили большинство случаев, когда компаниям не нужно было уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обрабатывать персональные данные.
Таким образом, следует проинформировать ведомство, если компания собирается обрабатывать, в частности, персональные данные (ссылки ведут на утратившие силу нормы о случаях, когда уведомление не требовалось):
Если для обработки персональных данных не используют средства автоматизации, уведомлять ведомство не нужно. Например, данные о посетителях организации записывают в бумажный журнал при выдаче им разовых пропусков.
2. Скорректировали требования к содержанию уведомления. Если данные будут обрабатывать в разных целях, то для каждой из них понадобится указать:
Если у физлиц или юрлиц есть доступ к персональным данным в государственных (муниципальных) информационных системах или они обрабатывают данные из этих систем по договору, Ф.И.О. таких физлиц (наименование юрлиц) нужно привести в уведомлении.
3. В законе закрепили положение о том, что формы уведомлений должен установить Роскомнадзор (пока действует рекомендуемая форма, которую можно заполнить и подать через портал персональных данных).
Роскомнадзор 1 сентября разъяснил рассмотренные изменения. Подробности в нашей новости.
В законе конкретизировали требование о том, что локальные акты должны содержать:
Эти положения нужно установить для каждой цели обработки данных.
Если компания собирает персональные данные граждан через свой сайт, проверьте, где именно на сайте опубликован документ о политике обработки данных и сведения о реализуемых компанией требованиях к их защите.
Такая информация должна быть опубликована в том числе на страницах сайта, где непосредственно идет сбор персональных данных (например, на страницах с формами, которые заполняют пользователи).
У компании есть 24 часа с момента происшествия, чтобы сообщить в Роскомнадзор:
У компании есть 72 часа с момента инцидента, чтобы провести внутреннее расследование и сообщить в Роскомнадзор о его результатах, а также о виновниках (при наличии).
На сайте Роскомнадзора доступны для заполнения и отправки электронные формы уведомлений.
Компания обязана взаимодействовать с госсистемой обнаружения компьютерных атак (ГосСОПКА), в том числе направлять сообщения об утечке данных. Механизм взаимодействия определит ФСБ.
В поручении нужно дополнительно отразить:
В число требований к согласию включили то, что оно должно быть предметным и однозначным.
Если получение согласия обязательно, компания должна разъяснить физлицу последствия не только отказа в предоставлении данных, но и отказа дать согласие на их обработку.
Перечень сведений дополнили информацией о том, какими способами компания выполняет обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.
По запросу гражданина или его представителя сведения нужно предоставить в течение 10 рабочих дней. Срок может быть увеличен в пределах 5 рабочих дней на основании мотивированного уведомления. Ответ дается в той же форме, в какой поступил запрос, если в запросе не указано иное.
В состав информации, которую по общему правилу организация обязана предоставить физлицу до начала обработки его данных, включили их перечень.
У компании есть 10 рабочих дней с момента получения требования физлица, чтобы прекратить обработку данных о нем или обеспечить прекращение обработки (если ее ведет другое лицо). Срок можно продлить в пределах 5 рабочих дней на основании мотивированного уведомления.
1. По общему правилу продавец не может отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора из-за отказа потребителя предоставить персональные данные.
Есть два исключения:
За нарушение запрета могут оштрафовать:
2. Если потребитель потребует объяснить, почему из-за непредставления персональных данных ему отказали в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора, ответить нужно в течение 7 дней, при устном запросе — незамедлительно.
3. Нельзя отказывать в обслуживании физлицу, если оно не хочет предоставлять биометрические данные или соглашаться на обработку персональных данных, а закон не требует от компании получать такое согласие.
Договор не может содержать положения:
Положения Закона о персональных данных распространили на иностранные компании и физлиц, которые используют данные российских физлиц (например, по договору).
Если компания передала данные иностранной организации для обработки, ответственность перед физлицом несут обе организации.