Все новости
1 июня
Отсрочка и рассрочка по налогам и страховым взносам: ФНС изменила лимиты для рассмотрения заявлений
1 июня
Состав аптечки первой помощи работникам изменится с 1 сентября
1 июня
Новая обязанность брокеров и управляющих ценными бумагами с 1 января 2025 года: закон опубликован
1 июня
Ежегодная семейная налоговая выплата на детей: проект в Госдуме
31 мая
Порядок обращения ветеринарных лекарственных средств в странах ЕАЭС изменится с 22 июня
31 мая
Совет ЕЭК изменил правила регистрации и экспертизы лекарств
31 мая
Нарушение авторских и смежных прав в интернете: ВС РФ подготовил обзор практики
31 мая
Налоговая реформа: правительство одобрило поправки
31 мая
Несчастный случай на производстве: как с 1 сентября 2024 года оформить акт Н-1С
31 мая
Общероссийские правила продажи алкоголя на летних верандах заработают с 1 июня 2024 года
31 мая
Споры об упущенной выгоде: интересные примеры из практики за 2022-2024 годы
31 мая
Приостановку служебного контракта хотят продлить на время больничных мобилизованных и контрактников
31 мая
Больничный хотят оплачивать мобилизованным и контрактникам после окончания службы: проект Минтруда
31 мая
Минфин напомнил банкам о нюансах освобождения от НДС операций по сопровождению
31 мая
Налоговый расчет доходов иностранных компаний: ФНС уточнила, какие работы и услуги можно не включать
31 мая
Безопасность труда в жару: Роспотребнадзор напомнил о рекомендациях
31 мая
Кассация защитила заказчика в споре о незаконных критериях оценки заявок по Закону N 223-ФЗ
30 мая
Правительство утвердило правила маркировки велосипедов и велосипедных рам
30 мая
Обзор ВС РФ N 1 (2024): на какие позиции обратить внимание
30 мая
Опубликован закон о запрете упрощенной идентификации при крупных переводах без открытия счета
30 мая
Налоговая реформа РФ: обзор последних новостей
30 мая
ФНС пояснила, как заполнить счет-фактуру при импорте в Россию из ЕАЭС
30 мая
Госзаказчики смогут отстранять участников за любые недостоверные данные: проект прошел первое чтение
30 мая
Эксперимент по удаленному мониторингу пациентов с помощью цифровых устройств хотят расширить
30 мая
Питание в школе: Минпросвещения разъяснило нюансы использования экономии субсидии
30 мая
Нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами: штраф для поставщиков ресурсов вырастет
30 мая
Справка о доходах за 2023 год: ФНС разъяснила, по какой форме выдавать документ сотруднику
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2024 года
29 мая
Федеральный строительный надзор: уточнен порядок взаимодействия сторон
29 мая
Закон о значительных изменениях в сфере банкротства действует с 29 мая 2024 года
29 мая
Капстроительство: Минстрой указал на нюансы признания рабочей документации частью проектной
29 мая
Продажа ипотечной недвижимости физлиц: проект о новых обязанностях залогодержателей прошел Госдуму
29 мая
Ремонт больницы: оплатить простой сотрудникам за счет ОМС апелляция не разрешила
29 мая
Питание работников: суд разрешил не облагать взносами компенсацию
29 мая
Выдача медицинских заключений на природные лечебные ресурсы: правительство утвердило правила
29 мая
ФНС скорректировала контрольные соотношения для РСВ
29 мая
Закон об уплате НДС при продаже товаров через электронные торговые площадки опубликован
29 мая
Изменение налоговой системы РФ: Минфин внес законопроект в правительство
29 мая
Поправки к ТК РФ о доплатах наставникам приняты в первом чтении
29 мая
ФНС: стандартные вычеты по НДФЛ нельзя применить к дивидендам
29 мая
Клининг и техническая эксплуатация: ФНС привела показатели возможного уклонения от уплаты налогов
29 мая
Суды поддержали участника, которого отстранили от закупки с доптребованиями за некомплект документов
28 мая
Обновлен порядок учета в области обращения с отходами
28 мая
Проект об отнесении "простой клеветы" по УК РФ к делам частно-публичного обвинения внесен в Госдуму
28 мая
Переводы через СБП самому себе: ЦБ РФ хочет увеличить лимит одной операции до 30 млн руб.
28 мая
Суды: глава муниципалитета не может премировать сам себя
28 мая
Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет: суд подтвердил, что можно менять любой год расчетного периода
28 мая
Синдром отмены алкоголя: опубликованы клинические рекомендации
28 мая
Список прав контролируемых лиц предложено дополнить – проект внесен в Госдуму
28 мая
НДС с авансов: в части периода восстановления налога покупателем товара ФНС согласилась с Минфином
28 мая
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за апрель 2024 года
28 мая
Апелляция: опыт субподряда подходит для строительной госзакупки с доптребованиями
25 октября 2022

Нарушение прав потребителей: интересные примеры из практики судов за 2022 год

Могут ли привлечь к ответственности, когда в кассе билет стоит дороже, чем на сайте? Грозит ли штраф, если в цену включили сервисный сбор? Законно ли требовать чек и паспорт при возврате подарочного сертификата? Разберем эти и другие ситуации в обзоре.

Разные цены на сайте и в кассе

На сайте перевозчика была одна цена, а в кассе в день отъезда — другая, более высокая. Предпринимателя привлекли к ответственности за нарушение права потребителя на информацию об услуге.

Перевозчик отмечал, что правила продажи билетов указывают: цена на его сайте может отличаться от цен в агентствах или в интернете. Также ссылался на агентский договор, в котором закрепили вознаграждение агента — 5%, из-за чего цена в кассе выше.

Суды не поддержали предпринимателя. Информация должна быть понятной, легко и быстро доступной для потребителя. Он не обязан специально искать сведения, обращаться к правилам продажи и агентскому договору, чтобы уточнять нюансы образования цены.

Заранее определенные расходы продавца на случай расторжения договора

В договоре купли-продажи указали, что при его расторжении и возврате денег покупателю продавец может удержать не менее 1% от цены автомобиля для возмещения расходов.

Закон о защите прав потребителей и ГК РФ позволяют покупателю отказаться от договора. Важное условие — он возместит продавцу расходы, которые тот уже понес для исполнения обязательств.

Суд подчеркнул, что такие затраты в каждом случае нужно доказывать. Нельзя заранее определить их размер в договоре. Такое условие ущемляет права потребителей. Подход устоял в апелляции и кассации.

Сервисный сбор за услуги агрегатора

Потребитель использовал сервис доставки еды, в заказы включали плату за сервисный сбор.

Общество оштрафовали за ущемление прав клиента. Суды поддержали подход. Незаконно безальтернативно включать в чек дополнительный платеж.

АС Московского округа не согласился. Он подчеркнул: неясно, какую услугу считать основной по отношению к сервисному сбору. Общество — агрегатор данных о товарах и услугах. Оно предоставляет площадку, где покупатель может заключить договор с продавцом. Из пользовательского соглашения следует, что сервис платный.

Суды не исследовали соглашение, не установили, какие услуги оказывает общество и как формирует за них плату. Кассация направила дело на новое рассмотрение.

Возврат подарочного сертификата

Клиент требовал деньги за подарочный сертификат. В ответе на претензию указали: нужно доказать факт приобретения сертификата и предъявить паспорт, чтобы подтвердить, что покупку совершило именно это лицо.

В публичной оферте на сайте не было правил возврата сертификатов. Единственная официальная информация для покупателей была в типовом ответе на претензии.

Продавца оштрафовали, так как он необоснованно предъявил требования, которые ущемляют права потребителей. Выполнить условия возврата (например, предъявить чек) очень трудно или даже невозможно, когда сертификат дарят иному лицу. Сертификаты не именные, потребители не обязаны доказывать, что по праву владеют ими. Суды поддержали подход.

Напомним, ВС РФ признает предоплатой товаров деньги, которые продавец получил при реализации подарочных карт и сертификатов. Он не имеет права удерживать средства, если владелец карты требует их вернуть.

Необеспечение доступа к товарам

Потребитель при входе в магазин просил отключить антикражную систему, так как ему нельзя проходить через нее из-за кардиостимулятора. Сотрудник не стал этого делать, а позже предложил войти через эвакуационный выход. Клиент не согласился.

Общество оштрафовали за отказ в доступе к товарам, поскольку потребителю с ограничением жизнедеятельности не обеспечили беспрепятственный вход в магазин.

Апелляция признала штраф незаконным. Она отметила: необеспечение доступа — это бездействие, тогда как отказ выражают действием (устно, письменно).

То, что сотрудник не отключил антикражную систему и сразу не предложил другой вход, нельзя признать отказом в доступе к товарам. Наоборот, потребителю пытались организовать такой доступ.

АС Волго-Вятского округа поддержал подход.

Связанные новости