Контролерам часто жалуются на неверное основание доптребований. Участник закупки работ по устройству тротуаров посчитал, что их относят к благоустройству. Московское областное УФАС его не поддержало: поскольку тротуар — элемент обустройства автодороги, заказчик правильно установил доптребования в сфере дорожной деятельности.
Тульское же УФАС отнесло сходные работы к благоустройству.
Тамбовское УФАС решило, что при закупке работ по установке дорожного освещения нужны доптребования в сфере дорожной деятельности, поскольку освещение — часть дороги. Липецкое же УФАС отметило: если для освещения создают новые линии электропередач, это работы на линейном объекте.
При закупке работ по возведению искусственных дорожных сооружений, например мостов, путепроводов, лестниц, нужны доптребования в сфере дорожной деятельности. К такому выводу пришли, в частности, АС г. Москвы, Новосибирское и Хабаровское УФАС.
По общему правилу нельзя взыскать оплату допработ, если заказчик не поручал их выполнить.
Так, АС Центрального округа не поддержал подрядчика, поскольку тот не учел, что по условиям строительного контракта согласовать допработы надо письменно.
Суды могут обязать оплатить допработы и без письменного соглашения, в частности, если:
Если проектная документация на строительные работы предусматривает поставку товара конкретного производителя, то в закупку нужно включить условие о его эквиваленте.
Так, АС Московского округа отметил:
К сходным выводам приходили, в частности, Владимирское и Воронежское УФАС.
ВС РФ поддержал другое мнение: в закупке с проектной документацией можно не указывать эквивалент, поскольку проект получил положительное заключение госэкспертизы. Кроме того, указание на производителя требовалось в рамках конкретного проектного решения и связано с потребностями заказчика.
Заказчикам следует иметь в виду: