Оспаривалось следующее разъяснение Минфина. Если выявлены факты манипулирования ценами и уклонения от налогообложения, необходимо доказать, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Для этого в ходе камеральных или выездных проверок могут использоваться методы, предусмотренные в НК РФ для контролируемых сделок.
С точки зрения обратившейся в ВС РФ организации, эти разъяснения расширяют полномочия территориальных инспекций, установленные законодательством. По общему правилу сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Соответствуют ли цены в контролируемых сделках рыночному уровню, проверяет ФНС, используя предусмотренные в НК РФ методы. Контролировать цены в таких сделках в ходе камеральных или выездных проверок инспекции не могут. Однако некоторые сделки между взаимозависимыми лицами не считаются контролируемыми. Полагаем, именно по данным сделкам могут возникнуть споры о том, соответствуют ли цены рыночным и получает ли в связи с этим налогоплательщик необоснованную налоговую выгоду.
Следует обратить внимание, что позже Минфин уточнил свою позицию. Если сделки между взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми, то по общему правилу проверить цены на соответствие рынку не может ни ФНС, ни инспекция. Однако есть ряд исключений. Так, в части второй НК РФ для некоторых операций прямо указано, что фактическая цена определяется согласно ст. 105.3 НК РФ (например, при расчете базы по НДС в отношении безвозмездной реализации товаров). Цены в таких сделках могут контролироваться в ходе выездных и камеральных проверок.