Юрлицо, долями в котором владела зарубежная группа компаний, обязалось поставлять автомобильное топливо контрагенту, чтобы он продавал этот товар на своих АЗС. Также поставщик должен был передать во временное пользование и владение средства идентификации известного бренда этой группы компаний, оказывать маркетинговые услуги и т.д. Среди обязанностей покупателя — реконструировать АЗС до продаж топлива клиентам, что и было сделано.
В начале мая 2022 года поставщик вопреки договору перестал исполнять многие обязательства. Чуть позже он передал проект соглашения о прекращении поставок. Контрагент отказался подписывать этот документ, направил в ответ претензию, а затем попросил суд расторгнуть договор и взыскать убытки.
По мнению апелляции, действия поставщика связаны с инициативным уходом группы компаний с российского рынка. Прекращения ее деятельности в РФ достаточно, чтобы расторгнуть договор в суде. Это поведение группы компаний направлено на умышленное причинение ущерба в том числе покупателю. Он не может приобретать топливо иного качества и на прежнем уровне привлекать клиентов АЗС.
Поставщик допустил 3 нарушения, каждое из которых — основание расторгнуть договор:
С учетом этих и других обстоятельств апелляция расторгла договор. Также она взыскала с поставщика среди прочего реальный ущерб в виде расходов капитального характера на реконструкцию АЗС.