Хотят усовершенствовать:
В НК РФ внесут положения о мерах для развития электронного документооборота, например установят, что ИП может использовать личный кабинет налогоплательщика с 1 апреля 2024 года (пп. "а" п. 3 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Часть поправок касается единого налогового платежа и совокупной обязанности. Если налоговики установят несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям, декларации учтут при определении размера совокупной обязанности. Сделают это со дня вступления в силу решения по камеральной проверке либо в течение 10 дней после ее окончания. Учесть декларации смогут и ранее, если при проверке не выявят нарушений (пп. "б" п. 4 ст. 1 проекта). Это новшество заработает с 1 октября 2023 года, но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
С 1 апреля 2024 года налоговики смогут частично отменять (заменять) принятые обеспечительные меры, в т.ч. при частичном исполнении решения, его частичной отмене (пп. "д" п. 39 ст. 1, ч. 9 ст. 13 проекта).
Деньги, перечисленные приставом как единый налоговый платеж по исполнительному производству, признают уплаченными в счет исполнения требований по постановлению налоговиков независимо от их принадлежности (пп. "б" п. 15 ст. 1 проекта). Изменение вступит в силу с 1 октября 2023 года, но не ранее чем через месяц после вступления в силу закона (ч. 5 ст. 13 проекта).
Хотят ввести ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, если инспекция приняла обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без ее согласия (пп. "б" п. 44 ст. 1 проекта). Поправка заработает по истечении месяца после опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Также предлагают:
Хотят отменить освобождение от НДС услуг застройщика при строительстве по Закону о долевом строительстве помещений для временного проживания (без права на постоянную регистрацию). Застройщики смогут применять эти положения при строительстве объектов, разрешение на строительство которых получили с 1 января 2024 года. На это указано в пп. "в" п. 2 ст. 2, ч. 29 ст. 13 проекта.
Лимит расходов на единицу рекламных материалов для освобождения от НДС увеличат с 100 до 300 руб. (пп. "г" п. 2 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Реализацию туроператором продукта в сфере внутреннего и въездного туризма планируют освободить от налога (пп. "д" п. 2 ст. 2 проекта). Туроператоры смогут воспользоваться освобождением по путевкам, которые реализовали с 1 июля 2023 года. Льгота будет действовать по 30 июня 2027 года включительно (ч. 19, 28 ст. 13 проекта). Ранее поправку хотели ввести отдельным законом.
Часть изменений касается реализации цифровых прав. Например, предусмотрят правило определения налоговой базы при отгрузке товаров, реализацию которых облагают по ставке 20%, в счет оплаты, полученной при выпуске цифрового права, если при ее получении применили ставку 0%. Такое цифровое право должно одновременно включать цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право (пп. "б" п. 3 ст. 2 проекта). Новшество заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Установят порядок уплаты НДС при предоставлении на территории РФ права ограниченного пользования участком (сервитута). Исчислять и платить налог будут организации и ИП, в интересах которых установили сервитут (пп. "а" п. 4 ст. 2 проекта). Поправку введут по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В счете-фактуре нужно будет отражать стоимость товара, подлежащего прослеживаемости (пп. "в" и "г" п. 8 ст. 2 проекта). Изменение вступит в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
В части заявительного порядка возмещения налога предусмотрят много изменений с 1 апреля 2024 года (п. 10 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта). Среди них:
Большинство изменений с 1 апреля 2024 года коснется заявительного порядка возмещения налога. Часть из них сходны с теми, что планируют ввести для НДС (пп. "а" п. 19 ст. 2, ч. 9 ст. 13 проекта).
Также в 2024 году планируют поднять акцизы (пп. "а" п. 14 ст. 2, ч. 7 ст. 13 проекта).
Налоговую стоимость имущества (имущественных прав), полученного (принятого к учету) без несения расходов на его приобретение, предлагают считать иначе. Так, она будет равна размеру подлежащего налогообложению дохода, который признали при получении имущества (имущественного права), с учетом расходов по доведению последнего до состояния, пригодного для использования (п. 47 ст. 2 проекта).
Первоначальная стоимость НМА будет меняться в случаях модернизации, технического перевооружения и др. (пп. "б" п. 49 ст. 2 проекта). Сейчас такое правило есть только для ОС.
Также установят порядок учета амортизируемого имущества при прекращении его использования для деятельности организации (без его фактической ликвидации или реализации), чтобы учесть его остаточную стоимость на момент окончания использования (пп. "а" п. 53 ст. 2 проекта).
В случае реализации ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых учитывали расходы с коэффициентом 1,5, убыток от реализации нужно будет признавать равным 0 (пп. "б" п. 53 ст. 2 проекта).
Порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента к расходам на НИОКР планируют упростить. Предусмотрят случай, когда налоговики не будут назначать экспертизу отчета по НИОКР (пп. "б" п. 50 ст. 2 проекта).
Перечень видов договоров страхования, по которым принимают расходы по налогу на прибыль, хотят сделать открытым (п. 51 ст. 2 проекта).
В состав прочих расходов включат возмещение дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств. Его размер определит работодатель (но не более 35 руб. за рабочий день). Также возмещение может быть равно сумме документально подтвержденных расходов. Способ компенсации нужно закрепить в локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему. Если этого не сделать, компенсировать расходы можно будет только по фактическим расходам (пп. "а" п. 52 ст. 2 проекта).
Планируют продлить до 31 декабря 2026 года 50%-ное ограничение по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (п. 58 ст. 2 проекта). Сейчас оно предусмотрено до конца 2024 года.
Регионы смогут устанавливать пониженные ставки налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) для организаций — сторон специального инвестиционного контракта, если РФ не является другой стороной этого контракта. Категории лиц, которые смогут применять пониженную ставку, и особенности ее применения определят регионы (пп. "в" п. 59 ст. 2 проекта).
Организации радиоэлектронной промышленности смогут применять льготные ставки по налогу на прибыль (3% в федеральный бюджет и 0% в бюджет субъекта РФ) начиная с налогового периода включения их в реестр (пп. "г" п. 59 ст. 2 проекта).
Пересчитывать суммы налога, исчисленные в инвалюте, нужно будет на дату выплаты дохода иностранной компании (пп. "а" п. 67 ст. 2 проекта).
Все изменения по налогу на прибыль должны вступить в силу по истечении месяца со дня опубликования закона (ч. 2 ст. 13 проекта).
Если поправки примут:
Планируют установить сроки удержания налога по операциям с цифровыми финансовыми активами и цифровыми правами, включающими одновременно такие активы и утилитарные цифровые права. Поправки заработают по истечении месяца со дня опубликования закона (пп. "б" п. 38 ст. 2, ч. 2 ст. 13 проекта). Сейчас налоговый агент удерживает НДФЛ при его исчислении.
Также планируют разрешить в 2023 году налоговым агентам уведомлять об исчисленных суммах НДФЛ 2 раза в месяц: до 12-го числа текущего месяца и не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В первом уведомлении нужно будет указать сумму налога, удержанную с 23-го числа предыдущего месяца до 9-го числа текущего месяца. Изменение можно применять с 1 октября 2023 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Установят предельные нормативы компенсаций дистанционным работникам за использование своего оборудования и программно-технических средств для освобождения от взносов — не более 35 руб. за рабочий день либо в сумме документально подтвержденных расходов. Размеры возмещения нужно закрепить в колдоговоре, локальном акте, трудовом договоре или соглашении к нему (пп. "а" п. 123 ст. 2 проекта).
От взносов хотят освободить доходы в виде суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых проходит в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных вахтовикам. Необлагаемые суммы составят 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) в РФ и 2500 руб. — за границей (пп. "б" п. 123 ст. 2 проекта).
Планируют проиндексировать фиксированные размеры взносов на ОПС и ОМС, а также дополнительный взнос с доходов свыше 300 000 руб. для ИП без работников (пп. "а" п. 124 ст. 2 проекта).
Все эти поправки вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного расчетного периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Если налогоплательщик не подаст в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, то налоговики смогут использовать сведения от других органов и прекратить исчислять налог с 1-го числа месяца гибели объекта (пп. "а" п. 101 ст. 2 проекта).
По транспорту в розыске налог не будут начислять по заявлению налогоплательщика. Если он его не подаст, инспекция сама запросит сведения у уполномоченного органа (пп. "в" п. 101 ст. 2 проекта).
При изменении места нахождения транспорта в течение года налог и авансы по нему будут исчислять по новому месту с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения (пп. "в" п. 101 ст. 2 проекта).
Все эти изменения заработают по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Перечень видов недвижимости, налоговую базу по которым определяют как кадастровую стоимость, расширят. В него включат многоквартирные дома и наемные дома (п. 105 ст. 2 проекта).
Если налогоплательщик не представит в инспекцию заявление о гибели или уничтожении объекта, налог перестанут считать с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта по сведениям от других органов (пп. "а" п. 108 ст. 2 проекта).
Уведомление о порядке подачи декларации по недвижимости в одну инспекцию по выбору на территории субъекта РФ нужно будет подавать до 1 февраля года — налогового периода. Сейчас это нужно делать до 1 марта. Уведомление рассмотрят в течение 10 дней, а не 30, как сейчас (пп. "а" п. 109 ст. 2 проекта).
Крайний срок сдачи годовой декларации хотят перенести с 25 марта на 25 февраля (пп. "б" п. 109 ст. 2 проекта).
Все эти новшества вступят в силу по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (ч. 3 ст. 13 проекта).
Планируют уточнить порядок исчисления налога при смене места нахождения организации (места жительства ИП) в случае, когда субъект РФ установил пониженную ставку. Так, нужно будет применять ставку регионального закона по новому адресу. Уточнение заработает по истечении месяца со дня опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода (пп. "а" п. 90 ст. 2, ч. 3 ст. 13 проекта).
Хотят предусмотреть обратную корректировку размера совокупной обязанности, который сформировали по распоряжению на перевод денег. Сделать это смогут, если не подать декларацию (расчет). Исправления внесут по истечении 30 дней после окончания срока для подачи декларации (расчета). Правило не будет применяться в случаях, когда декларацию представляют по итогам года. Изменение станут применять с 1 октября 2023 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня вступления в силу закона (п. 1 ст. 8, ч. 5 ст. 13 проекта).
Действие права распорядиться положительным сальдо единого налогового счета путем зачета в счет уплаты налогов другого лица планируют приостановить по 31 декабря 2023 года (ст. 10 проекта).
Положения НК РФ в части подачи организацией, у которой проводят налоговый мониторинг, в инспекцию документов (информации) по ТКС перестанут применять при налоговом мониторинге за периоды с 2026 года (п. 2 ст. 6 проекта).