У общества истребовали спорное имущество и назначили судебную неустойку на случай, если решение не исполнят вовремя. Оно направило собственнику уведомление о том, что тот может забрать оборудование со склада. До момента, когда имущество вывезли, прошло почти 2 месяца. За просрочку исполнения взыскали более 2,5 млн руб. неустойки.
Общество обратилось в суд, чтобы вернуть деньги, признать их неосновательным обогащением собственника. Это он затягивал вывоз оборудования, несмотря на готовность передать его в срок.
ВС РФ поддержал требования общества и подтвердил: неустойку нужно вернуть как неосновательное обогащение. Он не согласился с выводом судов о том, что у собственника были основания получить спорную сумму, так как ее списали со счета по исполнительному листу.
ВС РФ отмечал, что нельзя взыскивать судебную неустойку задним числом. Однако суды продолжают ошибаться.
АС Московского округа недавно напомнил о неправомерности ретроспективного взыскания. Спор возник из-за статьи в интернете с порочащими сведениями о товаре истца. Суды обязали ответчика удалить фотографию продукции с сайта. Он не исполнял решение несколько месяцев, и истец потребовал неустойку. Ее взыскали задним числом — с момента, когда первое решение вступило в силу. Кассация с подходом не согласилась.
Исправлять ошибки нижестоящих судов приходилось также АС Дальневосточного округа, АС Западно-Сибирского округа.
Организацию обязали передать копии документов и назначили неустойку за просрочку исполнения. Когда общество признали банкротом, конкурсный управляющий попросил перестать начислять ее.
Апелляция постановила прекратить расчет неустойки с даты введения конкурсного производства. АС Северо-Кавказского округа поддержал ее выводы:
Подобный подход применяют и другие суды, например АС Московского округа, АС Восточно-Сибирского округа.
Финансовый управляющий должника истребовал у общества доказательства и просил суд назначить неустойку на случай, если оно не передаст документы в срок.
АС Московского округа указал: общество не является должником, от которого управляющий может требовать исполнения обязательств в натуре. Документы он запросил в порядке ст. 66 АПК РФ. В этом случае последствием просрочки может быть судебный штраф, а не астрент. Нельзя назначить судебную неустойку за неисполнение обязанностей, которые устанавливает процессуальное законодательство.
Отметим: суд округа применял такой подход неоднократно, примеры есть в практике прошлого и текущего года.