При проверке СФР посчитал, что пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком сотруднице выплатили необоснованно: организация приняла ее на работу за 11 дней до отпуска по беременности и родам. Кроме того, ее должность не соответствовала диплому об образовании, профильного образования у женщины не было. Фонд потребовал возместить излишние расходы.
АС Волго-Вятского округа счел, что контролеры не доказали создание организацией искусственной ситуации для неправомерной выплаты пособий:
Как отметил суд, недочеты в оформлении документов не говорят о том, что трудовые отношения фиктивные.
Доводы фонда о том, что должности нет в штатном расписании, рабочий день женщины был 4 - 5 ч, до момента трудоустройства она не работала более 10 месяцев, а бухгалтер организации – мать мужа сотрудницы, суд отклонил. Целесообразность принимать новых работников, определять порядок распределения обязанностей — прерогатива работодателя, а не фонда.
В другой ситуации АС Северо-Кавказского округа встал на сторону фонда.
Договор с женщиной заключили за 2 месяца и 20 дней до отпуска по беременности и родам. Приказ о приеме на работу, должностная инструкция не подтверждали выполнение должностных обязанностей. Работодатель не искал сотрудника в то время, когда женщина была в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ставка все время была свободной.
Кроме того, работодатель выплатил сотруднице пособие за январь полностью, хотя пособие она получала с 20 января.
Суд решил, что женщину трудоустроили лишь для возмещения расходов за счет фонда. Формальный характер трудовых отношений работодатель опровергнуть не смог.
Отметим, в конце прошлого года АС Западно-Сибирского округа не поддержал возмещение пособия страхователем, который принял сотрудницу незадолго до ее декретного отпуска.