Врач УЗИ требовал удалить с популярного сайта его профиль с негативными отзывами. Три инстанции иск поддержали. СМИ обратилось в Конституционный суд. Он указал, что дело подлежит пересмотру:
1-й КСОЮ решил, что в иске нужно отказать, т.к. сведения о враче разместили законно, право на опровержение не ограничивали.
Стоматологическая клиника подала иск к сетевому изданию. В публикации в числе прочего написали об удалении здоровых зубов пациента.
АС Западно-Сибирского округа поддержал клинику:
Выводы экспертизы учел и 7-й КСОЮ. Главврач клиники смог доказать, что публикация в соцсети дискредитирует его профессиональные качества, т.к. содержит информацию о нарушении закона и недобросовестной работе.
Hе во всех случаях суды соглашались с заключением эксперта. 4-й КСОЮ направил на пересмотр дело, в котором суд сделал вывод, противоположный заключению эксперта. Суд решил, что отзыв содержит сведения о фактах, а по мнению эксперта, в отзыве пациент выразил свои ощущения, эмоции и предположения.
АС Северо-Кавказского округа рассмотрел заключение эксперта о порочащем характере сведений, но указал, что отзыв пациента содержит оценочное суждение, которое нельзя проверить. ВС РФ отказал в пересмотре дела.
В редких случаях суды делают выводы без проведения экспертизы. Например, 9-й КСОЮ решил: слова носят оскорбительный характер, т.к. их негативный смысл общеизвестен.
Пациент оставил негативный отзыв о враче на популярном сайте. Три инстанции посчитали, что в отзыве выражено субъективное мнение пациента, и отказали в иске. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение и указал:
Отметим, выводы по данному делу ВС РФ включил в обзор судебной практики за 2023 год.
АС Уральского округа рассмотрел спор о телепрограмме, в которой пациент обвинил медиков в избиении. Клиника потребовала разместить опровержение на телеканале, но получила отказ. Суды решили: видеосюжет представляет собой рассказ пациента о том, что происходило при его лечении, т.е. его личное восприятие. Кассация указала, что заявление о пытках и побоях — это утверждение о нарушении законодательства, а не субъективное мнение пациента о медуслуге. Дело направили на новое рассмотрение.
Поводом для судебного спора стали низкий рейтинг клиники на интернет-ресурсе и отметка о подозрительной активности в отзывах. Пользователи сайта оставили 168 отзывов о клинике с оценками от 1 до 5, однако ее рейтинг составлял 0. Клиника указала, что не предпринимала никаких действий по "накрутке" рейтинга.
АС Западно-Сибирского округа отметил:
Суд пришел к выводу, что клиника подала иск с целью повысить свой рейтинг на сайте, а не для защиты деловой репутации.