Все новости
Сегодня
Система быстрых платежей: ЦБ РФ опубликовал правила о переводах по биометрии и досудебном порядке
Сегодня
Статистические данные по форме П-3: Росстат обновил указания по ее заполнению
Сегодня
Освобождение от НДС общепита: Минфин пояснил, как сравнивать показатели по выплатам
Сегодня
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за ноябрь – декабрь 2024 года
Сегодня
Изменение существенных условий строительных госконтрактов: Минфин разъяснил нюансы
Сегодня
Утвержден стандарт медпомощи детям при сахарном диабете 1 типа
29 января
Порядок применения технологий сварки на опасных производственных объектах будет действовать еще год
29 января
Служебную проверку можно проводить и во время больничного или отпуска госслужащего, решил суд
29 января
Выдача заключения о форс-мажоре и другие услуги ТПП: с 1 февраля 2025 года повышаются тарифы
29 января
Способов оформления электронного европротокола станет больше – проект прошел Госдуму
29 января
ВС РФ: неправомерное списание денег с ЕНС налоговики обязаны компенсировать
29 января
Кассовые операции банка с наличной иностранной валютой: ЦБ РФ обновил порядок
29 января
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за декабрь 2024 года
29 января
ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в особых требованиях к товару по Закону N 223-ФЗ
29 января
Рак поджелудочной железы: опубликованы новые клинические рекомендации
28 января
Отвод и таксация лесосек, лесоустройство: аттестация специалистов обязательна с 1 марта 2025 года
28 января
Матстимулирование госслужащих и отпускные: кассация взыскала недоплату лишь за последний год
28 января
Проект о новых мерах против навязывания дополнительных услуг, товаров и работ принят в первом чтении
28 января
Лечебное питание для детей-инвалидов: правительство расширило список
28 января
Нарушения в сфере экономической концентрации: появился проект о повышении одного из штрафов
28 января
Топ-3 "поворотных" дел ВС РФ по налогам за II полугодие 2024 года
28 января
Обновленная декларация по НДПИ: налоговики направили контрольные соотношения
28 января
ВС РФ: после признания судом отношений трудовыми у работника есть год, чтобы взыскать зарплату
28 января
НМЦК при госзакупках топлива: с 3 февраля 2025 года будет действовать единый порядок расчета
28 января
Минздрав напомнил о правовом статусе клинических рекомендаций
27 января
Роспотребнадзор продолжит контролировать соблюдение отдельных техрегламентов о пищевой продукции
27 января
Важные новости для юриста за неделю с 20 по 24 января
27 января
Штрафы за уклонение от многих проверок вырастут в несколько раз – изменения прошли первое чтение
27 января
Важные новости для бухгалтера за неделю с 20 по 24 января
27 января
НДС 0% при экспорте по железной дороге: ФНС утвердила реестр для обоснования ставки
27 января
Конфликт интересов служащего: примеры из практики за II полугодие 2024 года
27 января
Минтруд: период отпуска по беременности и родам учитывают при расчете ежегодного отдыха
27 января
Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: интересная практика за 2023 - 2024 годы
27 января
Медпомощь взрослым при ожирении: обновлены клинические рекомендации
25 января
Розничная продажа энергетиков: биометрию покупателя можно использовать с 24 января 2025 года
25 января
Премии медсестрам за интенсивность работы кассация посчитала нецелевым расходом средств ОМС
6 декабря 2023

Деловая репутация врачей и клиник: примеры из судебной практики за 2022 – 2023 годы

Вправе ли врач требовать удаления своих данных из интернета? Может ли он написать ответ на негативный отзыв в сети? Стоит ли клинике подавать иск, если она имеет низкий рейтинг на сайте? Ответы на эти и другие вопросы по защите деловой репутации читайте в нашем обзоре.

Профиль врача с негативными отзывами удалят только по веским основаниям

Врач УЗИ требовал удалить с популярного сайта его профиль с негативными отзывами. Три инстанции иск поддержали. СМИ обратилось в Конституционный суд. Он указал, что дело подлежит пересмотру:

  • сетевое издание вправе размещать персональные данные врача без его согласия, если ранее их разместили на сайте клиники по требованию закона;
  • по обращению врача редакция СМИ должна проверять порочащие сведения, на время проверки не показывать негативный отзыв или делать отметку о его спорном характере;
  • врачу и клинике должны предоставить возможность написать ответ на негативный отзыв, при этом в ответе нельзя разглашать врачебную тайну;
  • суд может запретить изданию размещать сведения о враче, если оно систематически нарушает его права или допускает такие нарушения лицами, которые пишут отзывы. Запрет возможен, когда иные способы защиты не помогли.

1-й КСОЮ решил, что в иске нужно отказать, т.к. сведения о враче разместили законно, право на опровержение не ограничивали.

В большинстве случаев суды назначают лингвистическую экспертизу

Стоматологическая клиника подала иск к сетевому изданию. В публикации в числе прочего написали об удалении здоровых зубов пациента.

АС Западно-Сибирского округа поддержал клинику:

  • по заключению лингвистической экспертизы фразы содержали утверждения о фактах — негативную информацию о противоправных действиях клиники;
  • в информированном добровольном согласии пациенту сообщили цели и методы оказания помощи, возможные варианты вмешательств, их последствия и т.п.;
  • ответчик не доказал, что спорные сведения достоверны.

Выводы экспертизы учел и 7-й КСОЮ. Главврач клиники смог доказать, что публикация в соцсети дискредитирует его профессиональные качества, т.к. содержит информацию о нарушении закона и недобросовестной работе.

Hе во всех случаях суды соглашались с заключением эксперта. 4-й КСОЮ направил на пересмотр дело, в котором суд сделал вывод, противоположный заключению эксперта. Суд решил, что отзыв содержит сведения о фактах, а по мнению эксперта, в отзыве пациент выразил свои ощущения, эмоции и предположения.

АС Северо-Кавказского округа рассмотрел заключение эксперта о порочащем характере сведений, но указал, что отзыв пациента содержит оценочное суждение, которое нельзя проверить. ВС РФ отказал в пересмотре дела.

В редких случаях суды делают выводы без проведения экспертизы. Например, 9-й КСОЮ решил: слова носят оскорбительный характер, т.к. их негативный смысл общеизвестен.

Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах

Пациент оставил негативный отзыв о враче на популярном сайте. Три инстанции посчитали, что в отзыве выражено субъективное мнение пациента, и отказали в иске. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение и указал:

  • судам следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, т.к. первые можно проверить, а вторые — нет. Субъективная оценка в отзыве не означает, что в нем нет утверждений о фактах;
  • суды не оценили, можно ли проверить сведения о том, что врач нарушил график приема, неверно оформил больничный лист, назначил препараты без учета аллергии у больного;
  • суд не разъяснил врачу право заявить ходатайство о проведении лингвистической экспертизы и не назначил ее по своей инициативе;
  • экспертиза нужна для правильного разрешения спора, что фактически признала апелляция.

Отметим, выводы по данному делу ВС РФ включил в обзор судебной практики за 2023 год.

АС Уральского округа рассмотрел спор о телепрограмме, в которой пациент обвинил медиков в избиении. Клиника потребовала разместить опровержение на телеканале, но получила отказ. Суды решили: видеосюжет представляет собой рассказ пациента о том, что происходило при его лечении, т.е. его личное восприятие. Кассация указала, что заявление о пытках и побоях — это утверждение о нарушении законодательства, а не субъективное мнение пациента о медуслуге. Дело направили на новое рассмотрение.

Низкий рейтинг клиники на сайте — не повод обращаться в суд

Поводом для судебного спора стали низкий рейтинг клиники на интернет-ресурсе и отметка о подозрительной активности в отзывах. Пользователи сайта оставили 168 отзывов о клинике с оценками от 1 до 5, однако ее рейтинг составлял 0. Клиника указала, что не предпринимала никаких действий по "накрутке" рейтинга.

АС Западно-Сибирского округа отметил:

  • владелец сайта вправе устанавливать ограничения за нарушение правил сервиса;
  • при регистрации на сайте клиника согласилась с его правилами;
  • на сайте не указано, что рейтингом манипулировала именно клиника;
  • информация о рейтинге сама по себе не может порочить деловую репутацию компании. Рейтинг зависит от поступивших отзывов и конкретной методики расчета.

Суд пришел к выводу, что клиника подала иск с целью повысить свой рейтинг на сайте, а не для защиты деловой репутации.

Связанные новости