Региональное медучреждение по локальному акту за счет ОМС выплачивало работникам матпомощь по разным основаниям: рождение ребенка, смерть близких родственников и др. АС Поволжского округа посчитал выплаты нецелевым расходом средств. Спорная матпомощь не связана с трудовой функцией, это дополнительная соцгарантия. Ее выдавали работникам для личных нужд, она не является оплатой труда за фактически отработанное время.
По региональному законодательству медорганизации могли предусматривать в локальных актах выплату матпомощи за счет экономии фонда оплаты труда. Однако в тариф на оплату медпомощи такая выплата не входила и в территориальной программе ОМС ее также не было.
То, что медучреждение отнесло расходы на КВР 111 и подстатью 211 КОСГУ, говорит о том, по какому коду вида расходов отразили выплаты, но не относит матпомощь к зарплате.
Подобный вывод в 2021 году не стал пересматривать ВС РФ.
Медучреждение по коллективному договору предоставляло работникам – родителям младших школьников кратковременный отпуск с сохранением зарплаты на 1 сентября. Фонд посчитал нецелевым расходом оплату этих дней за счет ОМС. Первая инстанция и апелляция встали на сторону учреждения, а вот АС Северо-Западного округа поддержал проверяющих.
Учреждение вправе устанавливать дополнительные гарантии работникам, но это не говорит, что их можно возмещать за счет ОМС. Выплаты социального характера, которые перечисляются по локальному акту и не зависят от квалификации сотрудников и сложности работ, нельзя отнести к вознаграждению в рамках трудовых отношений. Значит, оплата допотпусков не входит в систему оплаты труда. Тратить средства ОМС в этом случае нельзя.
Главврач по приказу возложил исполнение своих обязанностей на время болезни на заместителя. При этом у последнего в должностной инструкции не было такого функционала. Соглашение не оформили. Доплату за замещение АС Дальневосточного округа признал нецелевым расходом средств ОМС.
По ТК РФ временное исполнение чужих обязанностей возлагают на сотрудника только с его согласия. По соглашению назначают и размер доплаты. Медучреждение не доказало, что заключило соглашение. Главврач издал приказ неправомерно.
Отметим, обязанность замещать руководителя учреждения была в должностной инструкции другого заместителя. По правилам в такой ситуации зарплату устанавливают с учетом периодического увеличения объема работы. Заместитель мог ее выполнять. Суд посчитал, что даже при наличии соглашения затраты на доплату первому заместителю были бы лишними.
ВС РФ оставил в силе выводы кассации.
По приказам регионального минздрава медорганизация платила премии главврачу. Их рассчитывали исходя из нормы времени, которую установило правительство субъекта РФ. Она была меньше федеральной нормы, поскольку в регионе отмечали День Республики, который в госучреждениях был нерабочим праздничным. Этот день оплачивали из средств бюджета субъекта РФ.
АС Волго-Вятского округа поддержал контролеров, которые выявили нецелевое использование средств ОМС из-за переплаты премий. Норму времени главврач отработал не полностью, значит, при расчете премий нужно было учитывать только фактически отработанное время и применять федеральную норму времени.
Региональное медучреждение работало в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Из средств ОМС оно компенсировало сотруднику затраты на переезд в другую местность при увольнении. По закону субъекта РФ такие выплаты должны перечисляться за счет регионального бюджета.
АС Волго-Вятского округа признал расходы за счет ОМС нецелевыми. Траты не связаны с оказанием медпомощи. Они не нужны и для работы организации в целом.
ВС РФ эти выводы пересматривать не стал.
По региональному положению об оплате труда медучреждение выплачивало работникам надбавки за квалификационную категорию. Такую надбавку получали медицинские и фармацевтические работники, если трудились в должности по специальности, по которой имели категорию. Руководители подразделений имели право на надбавку, если специальность с категорией соответствовала профилю подразделения. Руководителям учреждений надбавку не платили. Расходы проводили за счет ОМС. АС Волго-Вятского округа признал нецелевой тратой выплату надбавки заместителям главврача по специальностям "онкология" и "радиотерапия".
По профстандарту "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" есть особое условие допуска к работе заместителей. У них должен быть сертификат или свидетельство об аккредитации по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". У заместителей главврача категории по такой специальности не было.
Больница за счет ОМС платила зарплату штатным уборщикам и оплачивала услуги сторонних клининговых организаций.
АС Волго-Вятского округа признал затраты по счетам последних нецелевыми. Суд сравнил обязанности по должностным инструкциям уборщиков и услуги по договорам и выявил дублирование работ по уборке одних и тех же площадей. Из средств ОМС дважды оплатили работы.
Медорганизация за счет ОМС выплачивала зарплату специалисту по связям с общественностью. По должностной инструкции тот проводил рекламно-информационные мероприятия, контролировал своевременное предоставление материалов о работе организации, проводил брифинги, пресс-конференции и др.
АС Дальневосточного округа признал выплаты нецелевыми, поскольку должностные обязанности специалиста не связаны с оказанием медпомощи и территориальной программой ОМС.
ВС РФ отказал в пересмотре дела.
Из средств ОМС платили зарплату провизорам кабинета дополнительного лекарственного обеспечения, а также врачу-терапевту и медицинским сестрам отдела экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы и ВМП.
АС Восточно-Сибирского округа траты не одобрил:
В похожем споре АС Поволжского округа посчитал, что зарплата провизору-технологу аптеки за счет ОМС – это нецелевое использование средств. Его работа не была связана с оказанием медпомощи по ОМС. Сотрудник обеспечивал льготными лекарствами население региона. Это финансировали из бюджета субъекта РФ.
Больница посчитала врача-статистика, психолога и врача-методиста административно-управленческим персоналом, который нужен для работы организации в целом. Зарплату такого персонала включила в затраты, связанные с оказанием медпомощи, и перечислила оплату труда за счет ОМС.
АС Западно-Сибирского округа с медучреждением не согласился. Территориальная программа ОМС не включала работу спорных специалистов. В тарифе затрат есть оплата труда работников медорганизации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медпомощи. Однако учреждение не доказало, что расходы нужны для деятельности организации в целом.
Из средств ОМС медорганизации выплачивали зарплату патологоанатомам, поскольку считали, что затраты на посмертное патологоанатомическое исследование умершего компенсируют за счет ОМС. Такие исследования нужны для контроля качества медпомощи. АС Западно-Сибирского и Дальневосточного округов сочли расходы нецелевыми.
Патологоанатомические вскрытия относят к иным госуслугам и не считают видом медпомощи, которую оказывают по территориальным программам ОМС. Прижизненные исследования по материалам отделения не проводили.
Вскрытие и нужные исследования не тождественны медпомощи, их не считают страховым случаем по базовой программе ОМС. В территориальную программу медпомощи они не входят.