Ранее было необязательно жаловаться разрешительному органу до обращения в суд. Также отметим, что на Госуслугах техвозможность досудебного обжалования уже есть.
Представить документ нужно в течение 30 календарных дней с даты, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав:
Если срок пропущен, его можно восстановить по ходатайству. Документ надо направить вместе с жалобой. Разрешительный орган пойдет навстречу, если признает причину пропуска уважительной, а срок подачи ходатайства разумным.
Жалобу нужно представить через Госуслуги. То же касается ходатайства о восстановлении срока. Если жалоба касается лицензирования, которым занимаются власти субъекта РФ, ее можно подать через региональные госуслуги. Правительство вправе перечислить и другие системы.
Через эти порталы и ресурсы нельзя передавать жалобу с охраняемой законом тайной. Порядок представления такого документа должен определить разрешительный орган.
В документе следует отразить:
К жалобе можно приложить документы с позицией всероссийского бизнес-омбудсмена, его общественного представителя и регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Правительство перечислило виды подписей, одним из которых надо заверить электронную жалобу и ходатайство, если последнее подают вместе с жалобой. В список вошли:
Если правительство не установит более короткий срок, жалобу рассмотрят не позже 15 рабочих дней с даты ее регистрации. Если в документе нет охраняемой законом тайны, процедуру проведут по правительственным правилам.
Разрешительный орган может запросить дополнительные информацию и документы по жалобе. Заявитель вправе передать их в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Непредставление этих сведений и документов не основание отказать в рассмотрении жалобы.
Есть и другие положения.