После смерти пациента его мать запросила в больнице выписку из амбулаторной карты. Документ был нужен, чтобы получить страховую выплату. Больница отказала в выдаче документа на том основании, что в медкарте пациента не было согласия на передачу сведений его матери.
7-й КСОЮ признал отказ незаконным:
К тем же выводам суд пришел и в другом деле. Аналогично решил спор 8-й КСОЮ.
Документы можно предоставить только после подтверждения факта смерти пациента. Это отметил Московский областной суд. Кроме того, надо проверить наличие близкой родственной связи.
Банки и страховые компании обращаются в клиники и фонды ОМС для получения медицинских сведений о пациентах. Данные нужны, чтобы решить вопросы по страховым выплатам. Суды, как правило, поддерживают отказы в выдаче документов по такому запросу. Приведем примеры.
После смерти пациента страховая запросила в фонде сведения об обращениях пациента в медучреждения. Фонд отказал на том основании, что у него нет согласия пациента на передачу сведений, составляющих врачебную тайну. 10-й ААС поддержал позицию фонда — разрешение на передачу данных последний не получил. Согласие на разглашение врачебной тайны, которое адресовано страховой, дела не меняет.
К аналогичному выводу пришли 2-й ААС и 8-й ААС. Отметим, что в этих спорах пациенты участвовали как третьи лица, а значит, могли запросить сведения сами.
Есть и другое мнение. Банк обратился в клинику с заявлением о выдаче выписки из медкарты пациента, который умер. Клиника отказала со ссылкой на врачебную тайну. 7-й КСОЮ решил, что банк имеет право получить документ, так как в заявлении на присоединение к программе страхования клиент дал согласие на предоставление банку такой информации. При этом банк просил признать отказ клиники незаконным, но первая инстанция такого вывода не сделала. Суд решил, что у клиники не было документов, которые подтверждают права банка.
Работодатель направил в клинику запрос, в котором просил сообщить основания для выдачи больничного листа его работнику. В ответе клиника подтвердила выдачу больничного из-за острого заболевания и наличия хронического. Пациент решил, что клиника нарушила врачебную тайну и подал иск о компенсации морального вреда.
3-й КСОЮ пришел к выводу, что нарушений нет:
Нужно учесть, что медорганизация не вправе сообщать информацию об обращении пациента в иные клиники. Врачебной тайной признают не только сведения о состоянии здоровья пациента, но и факт обращения за медпомощью.
Отметим, работодатель вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника только для решения вопроса о возможности выполнения трудовой функции.