АС Северо-Западного округа указал, что тратить средства ОМС на покупку препаратов можно, только если это предусмотрено территориальной программой. Диаскинтест и туберкулин – препараты для раннего выявления туберкулеза у детей. Болезнь не входит в базовую программу ОМС, поэтому покупать препараты нужно за счет иных источников. Этот вывод не стал пересматривать ВС РФ.
Также АС Северо-Западного округа не разрешил за счет ОМС приобретать реагенты для диагностики сифилиса и ВИЧ, поскольку болезни не относятся к страховым случаям. Больница среди прочего ссылалась на то, что делала анализы пациентам в стационаре при заболеваниях, которые входят в территориальную программу, а не для оказания специализированной медпомощи при сифилисе и ВИЧ. Однако суд этот довод не принял.
АС Дальневосточного округа посчитал нецелевым расходом покупку реактивов и расходников для посмертной диагностики. ВС РФ не стал пересматривать этот вывод. Суды отметили, что патолого-анатомические вскрытия не относят к медпомощи, которую оказывают по территориальным программам. Довод о том, что спорные работы обязательны для контроля качества медпомощи, суды отклонили. Вскрытия и исследования для них не считаются страховым случаем в рамках базовой программы ОМС.
Если медучреждение заключает с организацией договор на хранение вакцин, то оплачивать его нужно также за счет иных источников финансирования (средств федерального или местного бюджетов и пр.). К такому выводу пришел АС Волго-Вятского округа. А вот купить за счет ОМС автомобильные холодильники для перевозки вакцины в амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты АС Северо-Западного округа разрешил.
Что касается утилизации вакцин, то здесь возможен иной подход. В одном из споров медучреждение оплатило за счет ОМС термическое уничтожение вакцины с истекшим сроком годности. 17-й ААС не согласился с фондом и поддержал поликлинику. По мнению суда, сбор, обезвреживание, хранение, транспортировка, учет и утилизация лекарств – это работы и услуги по содержанию имущества. Вакцины покупают за счет федерального бюджета, но утилизируют уже отходы за счет ОМС.
Медучреждение предоставляло пациентам дневного стационара питание. Фонд признал это нецелевым расходом, но 1-й ААС с ним не согласился.
Фонд настаивал, что оплатить питание за счет ОМС можно только пациентам круглосуточного стационара. Суд выяснил, что в тариф включали расходы на продукты и организацию питания. При этом из тарифного соглашения однозначно не следует, что структура отличается для пациентов круглосуточного и дневного стационаров.
Пациентам после дневного стационара медучреждение выдавало лекарства, которые нужно было принимать амбулаторно. Препараты закупали за счет ОМС. АС Волго-Вятского округа поддержал такой подход. ВС РФ не стал пересматривать вывод.
Выяснилось, что медпомощь оказывали по заболеванию из базовой программы ОМС. Обоснованность назначения лекарств фонд не оспаривал. Пациенты были под ежедневным контролем медработника при помощи телефонной и видеосвязи. То, что они не были под наблюдением в дневном стационаре, не подтверждает прекращение медпомощи.
Медучреждение за счет ОМС купило кулер и стаканчики, поскольку полагало: питьевая вода нужна пациентам в дневном стационаре, чтобы запивать лекарства. Фонд посчитал это нецелевым расходом, и АС Волго-Вятского округа с ним согласился.
В стандартах оснащения поликлиники и дневного стационара нет информации об организации питьевого режима для пациентов. Затраты на кулер и стаканчики непосредственно не связаны с оказанием медпомощи и не нужны для деятельности медорганизации в целом. Кроме того, эти расходы не включены в тариф.
Медучреждение за счет ОМС напечатало визитки, карманные календари и блокноты для участия в конференции, а также разместило рекламно-информационную статью в газете. АС Уральского округа посчитал это нецелевыми тратами:
Медучреждение решило расширить систему управления электронной очередью в своих поликлиниках. Для этого купили оборудование на сумму почти 2 млн руб. Больница посчитала, что в каждой поликлинике свой инвентарный объект, ограничение по сумме не превышено, поэтому оплатила расходы за счет ОМС. Фонд, с которым согласился АС Волго-Вятского округа, счел электронную очередь единой системой, а затраты признал нецелевыми.
Суд отметил: оборудование в поликлиниках имеет общее управление, оно смонтировано в единый комплекс. Каждый предмет из него может выполнять функции только в комплексе. Значит, электронная система управления очередью — единый объект ОС. Расходы на его расширение нужно учитывать в совокупности. Поэтому оплатить их за счет ОМС нельзя.