Университет за счет субсидии на госзадание купил новогодние украшения и организовал кофе-брейки во время педагогического форума. Проверяющие посчитали это нецелевым использованием средств, но 17-й ААС с ними не согласился.
Суд отметил, что новогодние украшения приобрели для культурно-массовых мероприятий со студентами. Оплата этих мероприятий, а также физкультурной, спортивной и оздоровительной работы – часть затрат на оказание госуслуг по реализации образовательных программ.
Форум – это также культурно-массовое мероприятие со студентами, которое проводил университет. Он был обязан организовать кофе-брейки по санитарным нормам из-за длительности форума.
Проверяющие выяснили, что учреждение за счет субсидии на госзадание оплачивало расходы на эксплуатацию техники. Одновременно подобные расходы включали в себестоимость работ по приносящей доход деятельности. Контролеры посчитали такое использование субсидии неправомерным.
20-й ААС не нашел оснований для возврата денег. Закон не обязывает учреждение вести раздельный учет затрат (на ремонт, техобслуживание, страхование и пр.), когда техника задействована и в приносящей доход деятельности, и в выполнении госзадания. Проверяющие не разъяснили, как это сделать, и не привели расчетов.
Кроме того, учреждение пояснило: за счет субсидии оно оплачивало расходы на ГСМ и оплату труда. Техобслуживание техники и оборудования за счет этих денег не проводили, поскольку соглашение о субсидии таких работ не предусматривало. Поэтому затраты полностью отнесли на приносящую доходы деятельность.
Образовательное учреждение за счет субсидии на госзадание перечислило работникам стимулирующую выплату за качество выполняемых работ. Проверяющие посчитали это нецелевым расходом. АС Северо-Кавказского округа с таким подходом согласился.
Выяснилось, что спорная выплата не была закреплена в отраслевом положении об оплате труда. Выплату предусмотрели в локальном акте и коллективном договоре, однако это не говорит о том, что расход целевой. Суд указал: учреждение не имело права выбирать, где закрепить перечень стимулирующих надбавок.
Учреждение сдало в аренду юрлицу помещение и заплатило за эти площади налог на имущество организаций за счет субсидии на госзадание. Проверяющие сочли расходы нецелевыми. Суды, выводы которых не стал пересматривать ВС РФ, поддержали учреждение.
Они отметили: у арендатора нет безусловной обязанности компенсировать затраты арендодателя по налогу на имущество, если нет соглашения по этому вопросу. Учреждение должно было содержать здание, переданное ему в оперативное управление, а значит, и нести расходы по такому содержанию.
Из средств субсидии на госзадание учреждение выплачивало сотрудникам премии за особо важные и сложные работы. Поощряли за участие в мероприятиях, на проведение которых учредитель выделял субсидии на иные цели.
Проверяющие и АС Северо-Западного округа признали траты нецелевыми. Премии не обеспечивали выполнение госзадания.
Отметим, ранее сходное решение принял 7-й КСОЮ. Он посчитал нецелевым использованием субсидии выплату надбавки заместителю директора за организацию приносящей доход деятельности.
Образовательное учреждение за счет субсидии на госзадание платило зарплату сотрудникам общежития: заведующему, дежурным и воспитателю. Проверяющие посчитали это нецелевым расходованием средств. Первая инстанция и апелляция с ними согласились, а вот АС Северо-Кавказского округа поддержал колледж.
Суд отметил: деятельность общежития не источник дохода. Колледж получал от студентов только плату за коммунальные услуги. Проверяющие не доказали, что в общежитии проживали в том числе те, кому не предоставляли госуслугу. Не было и доказательств его содержания за счет приносящей доход деятельности.
Предоставление общежития – одна из мер соцподдержки в рамках госзадания. Оно не выделено в отдельную целевую госуслугу и напрямую связано с оказанием образовательных услуг.
Такой подход отказался пересматривать ВС РФ.
Медучреждение за счет субсидии на госзадание платило зарплату работникам, которые не принимали непосредственного участия в оказании госуслуги. Проверяющие признали оплату труда бухгалтера нецелевым расходом. 1-й ААС согласился с ними.
Выяснилось, что в субсидии по статье 211 в прочих категориях работников предусмотрели в том числе 1 повара и 1 кухонного работника. А вот ассигнований на зарплату бухгалтера не было.