В упомянутый закон перенесут ряд оснований для "контактных" внеплановых контрольно-надзорных мероприятий (в т.ч. проверок) из правительственного перечня. Он действует до конца 2024 года в приоритетном порядке. Речь идет, в частности, о таких поводах провести мероприятие:
Установят и новые основания. Среди них – уклонение от обязательного профилактического визита и ведение деятельности без подачи в систему "Честный знак" сведений для регистрации в ней, если их нужно было туда направить.
Полагаем, в связи с поправками правительство не продлит действие своего перечня. В таком случае с 1 января 2025 года инспекторы будут применять основания из закона.
Инспекторы смогут присваивать компаниям и ИП либо объектам контроля публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований, если это предусматривает положение о виде контроля. Она будет зависеть от итогов профилактического или контрольно-надзорного мероприятия.
Порядок и критерии присвоения оценки установят в положении о виде контроля. То же касается правил, по которым компании и ИП станут информировать третьих лиц о своей оценке. Правительство сможет определить случаи, когда ее присвоение будет обязательным.
Ранее Минэкономразвития сообщило: в 2025 году планируют запустить систему оценок безопасности ТЦ и точек общепита.
Перечислят мероприятия, при дистанционном проведении которых компании и ИП, а также инспекторы могут использовать данную программу. Речь идет об инспекционном визите, о выездной проверке и рейдовом осмотре. То же касается удаленного профилактического визита.
Уточнят, что приложение можно применять при осмотре, досмотре, опросе, экспертизе и эксперименте.
Можно будет не пустить инспектора на объект контроля, если на документах контрольно-надзорного органа нет QR-кода либо он некорректный. Речь идет о двухмерном штрихкоде, который позволяет перейти на страницу контрольного или надзорного мероприятия в едином реестре.
В этом случае компания либо ИП будет вправе также отказать в доступе к своим документам и в принятии иных мер по проведению контрольно-надзорного мероприятия.
Исключение из этих правил – ситуация, когда орган не обязан принимать решение о проведении мероприятия.
Список того, на что можно подать жалобу, дополнят среди прочего решениями о проведении обязательных профилактических визитов и об отнесении объектов контроля к категории риска. В первом случае в жалобе нужно указать в т.ч. номер такого визита в реестре мероприятий, а во втором – номер объекта контроля в реестре видов контроля.
По общему правилу рассматривать жалобу станут в течение 15 рабочих дней с даты ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. Однако на работу с документом об оспаривании категории риска отведут 5 рабочих дней. Норм о возможности продлить сроки не будет.
Сейчас любую жалобу обязаны рассмотреть не позже 20 рабочих дней с даты ее регистрации. В исключительных случаях срок могут пролонгировать еще на столько же.
Все эти изменения заработают со дня опубликования закона. Новшества об основаниях для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий начнут применяться с 1 января 2025 года, если правительство не продлит действие своего перечня.
Есть и ряд иных поправок.