АС Волго-Вятского округа принял сразу несколько постановлений со схожими выводами. В них суд отметил, что единовременные выплаты на повышение квалификации молодых специалистов производились учреждениями на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления и являлись расходными обязательствами муниципалитета. Орган местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местного бюджета (кроме целевых средств, переданных местному бюджету) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. При этом неважно, есть ли такое право по федеральным законам.
В рассматриваемых судом делах единовременные компенсации затрат на повышение квалификации молодых специалистов не зависели от квалификации, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. Данные выплаты не являлись поощрительными или стимулирующими. А значит, у учреждения не было оснований для включения этих сумм в базу для начисления взносов на травматизм. Напомним, что по Закону о взносах на травматизм объектом обложения взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Суд отклонил ссылку ФСС на то, что учреждение не представило документы, которые подтверждают расходы работников на повышение квалификации. Дело в том, что предъявление таких документов не было предусмотрено положениями о выплате компенсаций.
Учреждение может не начислять взносы на травматизм на единовременные выплаты молодым специалистам, если эти выплаты предусмотрены нормативными правовыми актами органа местной власти. Однако нужно быть готовыми отстаивать свою точку зрения в суде.