Для того чтобы рассчитать размер доли доходов для признания вида деятельности основным, нужно сумму таких доходов разделить на общий объем доходов (далее — формула расчета). В этой части ничего не меняется. Поправки вводят важное уточнение: в общий объем доходов (знаменатель формулы расчета) нужно включить доходы, которые предусмотрены ст. 251 НК РФ.
Ситуация 1. У компании есть доходы, которые поименованы в ст. 251 НК РФ, но они не относятся к льготируемой деятельности. В этом случае из-за поправок доля доходов от льготируемой деятельности может оказаться меньше 70%. Тогда компания утратит право на пониженный тариф.
Ситуация 2. У компании есть доходы, которые поименованы в ст. 251 НК РФ и относятся к льготируемому виду деятельности (например, доходы медорганизации от оказания услуг в системе ОМС).
Последствия второй ситуации зависят от того, как трактовать изменения: позволяют ли они включать доходы из ст. 251 НК РФ не только в общую сумму доходов (знаменатель формулы расчета), но и в сумму доходов от льготируемого вида деятельности (числитель формулы расчета).
Если исходить из буквального толкования поправок, доходы из ст. 251 НК РФ нужно учитывать только в знаменателе. Этот подход может быть невыгоден компаниям, так как доля доходов от льготируемого вида деятельности снижается.
До появления поправок указанную позицию занимали суды в деле о доходах медорганизации от услуг в системе ОМС. ВС РФ и КС РФ нарушения прав компании не усмотрели. Спор касался применения Закона о страховых взносах, однако полагаем, эта позиция актуальна и сейчас.
Если доходы из ст. 251 НК РФ учитывать и в числителе, и в знаменателе формулы расчета, доля доходов от льготируемой деятельности не уменьшится, а возможно даже и увеличится. Поскольку из новой редакции п. 6 ст. 427 НК РФ, нельзя сделать однозначный вывод, какой подход к расчету правомерен, рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин или ФНС.
Медорганизации в обращении можно сослаться на октябрьское письмо Минфина, в котором разрешалось учитывать средства ОМС в доходах от льготируемого вида деятельности (числитель формулы расчета). Из письма можно сделать вывод, что поправки в НК РФ вносились, чтобы легализовать именно такой подход.
В законе указано, что поправки распространяют свое действие на периоды с начала 2017 года.
Считаем, что применять изменения с начала года не должны компании, для которых пересчет доходов задним числом приведет к снижению доли доходов от льготируемой деятельности. Это ухудшает положение компаний: нужно сдавать уточненку, а возможно, и перейти на общий тариф. Значит, поправки для таких компаний обратной силы не имеют — они должны применяться начиная с периодов 2018 года.