Внутренний контроль — дело добровольное. Работодатель сам решает, проводить его или нет. Чтобы помочь организациям, Роструд направил методические рекомендации по самоконтролю. Подробнее о них читайте в нашем обзоре.
Проводить внутренний контроль рекомендуется ежегодно. Для этого работодателю потребуется разработать локальный нормативный акт, который станет регулировать особенности самоконтроля.
Все действия будут в электронном виде, в том числе сам контроль, выдача заключения и рекомендаций по его результатам, взаимодействие с Рострудом. Среди принципов системы самоконтроля отметим оперативность, экономичность и эффективность. Выходит, он должен быть быстрее и удобнее внешнего контроля.
Внутренний контроль возможен в двух вариантах:
В компании допустимо создать отдельную службу внутреннего контроля или объединить ее со службой охраны труда.
Среди направлений деятельности службы контроля выделим следующие:
Результаты мероприятий по внутреннему контролю рекомендуется оформлять в виде таблицы. В нее следует включать в том числе рекомендации по устранению выявленных нарушений и сведения о степени их выполнения.
Если у работодателя нет возможности организовать службу контроля, достаточно назначить одного контролера, который будет вести постоянный мониторинг состояния законности в компании.
Самоинспектирование следует проводить с помощью электронных чек-листов. Для этого предназначен интернет-сервис Роструда "Электронный инспектор".
В рекомендациях указано, что для использования ресурса понадобится зарегистрироваться. Отметим, войти в рабочий кабинет можно с помощью учетной записи для портала госуслуг.
Работодателю нужно выбрать ответственного за самопроверки из состава кадровой службы или службы внутреннего контроля и закрепить это в локальном акте.
В рекомендациях отмечено, что на эту роль подходит сотрудник, у которого есть:
После заполнения проверочных листов формируется системная отметка о том, что нарушений нет, либо предлагаются меры и инструменты по устранению нарушений.
Когда проверка завершается, электронный сервис создает акт. Операторы сервиса проводят мероприятия по подтверждению результатов самопроверки. Если все верно, работодатель получает удостоверение о том, что процедура самоинспектирования соблюдена.
В итоге формируется специализированный банк данных со сведениями о пройденных проверках. Если нарушений не выявлено, результат проверки направляется в Роструд, чтобы тот мог принять меры для поощрения добросовестного работодателя. Какие это меры, в рекомендациях не уточняется.