Все новости
Сегодня
Расходы по налогу на прибыль: Минфин рассказал об использовании электронного посадочного талона
5 января
Необоснованная налоговая выгода: "налоговые разрывы" нельзя вменить в вину организации, указал суд
5 января
Классификация гостиниц и других средств размещения: правила с 1 января 2025 года
5 января
Регистрация блогеров с более 10 тыс. подписчиков: опубликован порядок ведения перечня
5 января
Верховный суд напомнил: тот, кому уступили погашенное требование, не вправе взыскать его сумму
5 января
Премии врачам из комиссии по аккредитации кассация не разрешила выплатить за счет ОМС
5 января
Острые кишечные инфекции у взрослых: опубликованы клинические рекомендации
5 января
Госконтроль за обращением строительных смесей, радиаторов и другой продукции: появились чек-листы
4 января
Росстат обновил статистическую форму о распределении числа работников по размерам зарплаты
4 января
Особые пошлины при импорте из недружественных стран: что изменилось с 2 января 2025 года
4 января
Установлены правила расчета ЛБО по зарплате на 2025 год для федеральных органов
4 января
Госнадзор за безопасностью гидротехнических сооружений: перечень индикаторов риска расширен
4 января
Ввозить и продавать лекарства в иностранных упаковках можно еще один год
3 января
Работа на полставки и выплата пособия исходя из МРОТ: суд поддержал страхователя
3 января
Медпомощь по ОМС в федеральных клиниках: правительство обновило порядок распределения объемов
3 января
С 1 января 2025 года банки передают в инспекцию информацию о счетах по обновленным формам
3 января
Упрощенный порядок ввоза электроники будет действовать и в 2025 году
3 января
Увеличена индексация для ряда выплат силовикам за 2024 год
3 января
Ответственность за неуведомление о начале деятельности станет строже с 27 июня 2025 года
3 января
Глаукомы вторичные у взрослых: появились клинические рекомендации
2 января
Суд обязал продавца выставить счет-фактуру с НДС в силу договора
25 апреля 2018

Судебные издержки: практика возмещения транспортных расходов

Арбитражный процесс не предполагает безусловного возмещения судебных издержек за счет проигравшей стороны. Планируя связанные с рассмотрением дела поездки, нужно учесть судебную практику возмещения транспортных расходов, иначе даже при выигрыше дела есть риск не вернуть затраченные средства.

Пленум ВС РФ разъяснил: транспортные расходы представителя возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются на транспортные услуги в месте (регионе), в котором они фактически оказаны. Это разъяснение и общие правила компенсации судебных издержек являются базой для практики возмещения транспортных расходов.

Обратите внимание на условия договора с представителем

Лучше всего указать в договоре, что транспортные и иные расходы не входят в цену услуг и оплачиваются заказчиком отдельно (примеры — СИП, АС ВСО, АС ПО).

Если издержки представителя включены в цену договора, суд взыщет расходы в пределах стоимости услуг и не станет отдельно возмещать затраты на поездки.

Ни доказать, ни опровергнуть расходы без документов не получится

Арбитражные суды требуют документальной доказанности судебных расходов, в том числе транспортных. Этого же они ожидают от стороны, которая настаивает на чрезмерности расходов. Такой подход основан на разъяснениях ВС РФ и ВАС РФ.

Не освобождает от необходимости представить документы об оплате поездок условие договора на оказание юруслуг о размере компенсируемых представителю транспортных издержек (АС ПО).

Значит, для возмещения издержек недостаточно факта участия представителя в судебном заседании — нужно предъявить первичные документы (проездные документы). В качестве примеров можно привести дела, рассмотренные СИП и АС ЗСО.

Выбор вида транспорта должен быть обоснован, если есть менее затратная альтернатива

Одной из проблем обоснования заявленных судебных расходов является наличие альтернативных и более дешевых путей сообщения. Так, представитель использовал железнодорожный транспорт, а мог выбрать более дешевый вариант – маршрутное такси. На основании этого другая сторона может заявить о неразумности расходов и настаивать на их возмещении в размере равном цене билета на такси. Аналогичная история может произойти, если представитель прилетел на самолете, а мог добраться железной дорогой. Список можно продолжить.

Например, АС ПО не возместил в полном объеме расходы на такси, используемое для поездки между городами, поскольку имелась более дешевая альтернатива.

В такой ситуации необходимо доказать дополнительную ценность выбранного способа перемещения. Например, это может быть экономия времени (АС ЦО).

Скажите "нет" бизнес-классу

В практике сложилось устойчивое представление, согласно которому транспортные расходы должны быть разумными.

Летать эконом-классом можно смело. В таких случаях суды охотно возмещают издержки в полном объеме (СИП, АС ВСО, АС СКО). Расходы на перелет бизнес или премиум-классом не считают разумными, поэтому рассчитывать можно на возмещение в пределах стоимости билетов на эконом-класс (АС МО, АС ЗСО).

С автотранспортом ситуация аналогичная. Стоимость аренды автомобиля не премиального класса возместят полностью, а представительского – частично.

Следует заметить, что при использовании автомобиля могут возникнуть проблемы с обоснованием расходов на командировку водителя. Так, АС СКО отказал в возмещении таких расходов, потому что водитель не участник судебного процесса.

В каких инстанциях стоит бороться за транспортные издержки

Основная борьба пройдет в первой и апелляционной инстанции. Если исход дела вас устраивает во всем, кроме суммы возмещения транспортных издержек, подача кассационной жалобы станет лишней тратой времени.

Суды рассматривают определение конкретного размера судебных расходов как вопрос факта, а не вопрос права. Из этого следует, что определение конкретного размера судебных расходов, подлежащих возмещению, — прерогатива суда первой инстанции и апелляции, но не кассации (АС ВВО, АС ВСО, АС ДВО, АС УО).

Связанные новости