Материал обновлен 16.11.2018.
С 3 июля из понятия "расчеты" убрали указание на то, что прием, выплата денег должны быть за реализуемые товары, работы, услуги. Возник вопрос, означает ли это, что применять ККТ должен и покупатель. Из буквального толкования закона следует, что да. Но ФНС и Минфин разъяснили: при расчетах между организациями, ИП за наличные или по карте чек пробивает только продавец.
Если сделка между организациями, ИП, то при выплате аванса онлайн-касса не нужна, если он перечисляется в адрес организации или ИП через систему "клиент-банк". В иных случаях ККТ использовать нужно.
Если аванс выплачивается физлицу, то чек не нужен. Исключение – покупка товара у физлица для перепродажи. Это следует из разъяснения ФНС.
При зачете и возврате авансов разрешили не применять онлайн-кассу и не выдавать БСО до 1 июля 2019 года. Но если вы все-таки воспользуетесь для этих целей ККТ, то при зачете и возврате авансов от физлиц обратите внимание на два нюанса:
На чеках должен быть QR-код. До 3 июля этот реквизит не был обязательным и чеки могли пробивать без него.
Теперь при оформлении чеков нужно ориентироваться на методические указания ФНС. В них вы найдете перечень реквизитов, которые налоговики хотят видеть в чеках по форматам 1.0, 1.05, 1.1. Уже вышли методические указания для случаев:
Как только появятся новые, мы сообщим об этом в ленте новостей для бухгалтера.
Из закона следует: если вы указали в чеке неверные данные, например не ту ставку НДС, для исправления можно использовать чек коррекции. ФНС разъяснила, что исправлять ошибку чеком коррекции можно только при использовании версии формата 1.1. При версиях 1.0 и 1.05 оформляйте чек "возврат прихода" и пробивайте новый чек на приход.
Для случая, когда покупатель внес безналичную оплату, а вы узнали о ней только из банковской выписки, поправки предусматривают три варианта передачи чека:
Обратите внимание: пробить чек нужно до передачи товара, но не позже следующего рабочего дня после оплаты.
Если вы точно знаете, что физлицо оплатило покупку наличными через кассу банка, можете не применять кассу до 1 июля 2019 года.
В законе установили, как действовать, если накопитель сломался.
Во-первых, подайте в налоговую заявление о перерегистрации онлайн-кассы или снятии ее с учета. Срок — 5 рабочих дней.
Во-вторых, обратитесь к изготовителю за заключением о причинах поломки. Лучше сделать это в течение месяца после подачи заявления в налоговую. Ответ вам и налоговикам должен прийти в течение 30 календарных дней.
Если брака нет, вас могут привлечь к ответственности. Если брак обнаружен, возможны два варианта:
Предельный срок выдачи карточки регистрации онлайн-кассы увеличили с 5 до 10 дней. Напомним, до получения карточки чеки пробивать нельзя.
Из разъяснения ФНС следует: заемщик не должен пробивать чек. Это обязанность заимодавца, но для него есть нюансы.
При выдаче и получении денег обратно ККТ не нужна, если заем нецелевой.
По займам на оплату товаров, работ, услуг нужно учесть:
Можно применять одну кассу на несколько устройств для расчетов, не печатать и не отсылать покупателю чек:
Обратите внимание: на корпус автоматического устройства должен быть нанесен доступный для обозрения и легко читаемый заводской номер.
Касса не нужна при торговле:
Напомним, у ИП без работников при торговле через автомат сохраняется отсрочка до 1 июля 2019 года.
С 1 июля 2018 года в розничной торговле и в сфере общепита нужно применять ККТ, если у предпринимателя есть работники.
А вот другие ИП при условии, что они выдают клиентам документ о расчетах (например, товарный чек), в зависимости от вида деятельности получили полное освобождение от применения ККТ или отсрочку на год.
Надо ли вам применять ККТ, можно проверить с помощью теста "Нужна ли мне касса" на сайте ФНС.