Контрольные закупки — это скрытная форма внеплановых выездных проверок. Основания для проведения у них одинаковые, но о закупке предупреждать заранее никогда не будут, документы перед началом не предъявят.
В проекте предусмотрены также специальные правила проведения дистанционной контрольной закупки, например через Интернет (о них мы расскажем в отдельном обзоре).
Несмотря на скрытность, закупки не так страшны. Проводить их будут ограниченно. Кроме того, у процедуры есть несколько существенных ограничений и слабых мест. Подробнее об этом ниже.
С новой формой проверок столкнутся компании, среди клиентов которых есть физические лица. Другими словами, это будут:
Проводить закупки смогут сотрудники Роспотребнадзора и других органов санэпиднадзора, а также Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком.
Полагаем, что закупку смогут провести в редких ситуациях, например для проверки фактов:
Правительство планирует разрешить закупки только в тех случаях, когда иначе оценить соблюдение требований нельзя.
Правило достаточно расплывчатое, но это на руку бизнесу. В суде доказывать, что проверку нужно было провести именно в такой форме, придется контролерам.
Более того, в ряде случаев надзорный орган обязан согласовать закупку с прокуратурой. Там ему тоже придется доказать ее обоснованность.
Как уже было сказано, о закупке уведомлять не будут.
Тем не менее узнать о том, что происходит закупка, можно по косвенным признакам. Подозрения должны вызывать люди, ведущие в магазине видеосъемку.
Проверяющие должны записывать закупку на видео либо привлекать к ее проведению двух свидетелей. При этом вести скрытую съемку контролеры не смогут. Необходимое для этого оборудование включено в Перечень специальных технических средств, и они не вправе использовать его, поскольку не являются оперативниками.
Свидетели тоже могут "выдать" проверяющего. Незаинтересованные лица, вряд ли будут неукоснительно выполнять инструкции контролера соблюдать "секретность". Заинтересованных людей (сотрудников органа или подведомственного учреждения, стажеров) привлекать в таком качестве, скорее всего, не будут, ведь суд может не принять их показания.
После приобретения товара, работы или услуги проверяющий должен будет:
Результаты проверки оформят актом. Представителю компании или ИП предложат расписаться в этом документе. Первая подпись будет подтверждать, что приказ предъявили и вручили его копию, вторая понадобится, если выявлены нарушения.
Уклоняться от подписания акта не имеет смысла, в таком случае контролер просто сделает отметку об отказе. Если у представителя есть претензии по поводу содержания документа или действий проверяющих, рекомендуем указать их непосредственно в акте либо изложить отдельно. Во втором варианте рядом со своей подписью напишите "замечания на ___ листах прилагаются", указав вместо прочерка количество листов.
Один экземпляр акта должны сразу же передать компании или ИП, если в ходе закупки найдены нарушения. Ни в Законе N 294-ФЗ, ни в проекте правил не предусмотрено, что представитель должен подтвердить получение своего экземпляра подписью. Если контролеры не возьмут подпись или не сделают отметку об отказе от нее, обжаловать закупку будет легче.
Внесенные контролером деньги придется вернуть сразу же после закупки.
Деньги можно оставить себе, если:
Госорган должен будет вернуть товары, кроме тех, которые испортились, приобретены для исследований, изъяты или арестованы. Если будет возможно, то результаты работ и услуг тоже возвратят.
Напомним о самых важных требованиях, нарушение которых поможет оспорить результаты закупки. Проверьте:
Если хотя бы на один вопрос ответом стало "нет", шансы в споре с проверяющими велики.