АС Поволжского округа рассмотрел спор между ГБУЗ и ТФОМС о целевом использовании средств ОМС. Проверяющие нашли свыше 10 нарушений более чем на 7 млн руб. и потребовали от учреждения вернуть деньги. Больница, не согласившись с результатами проверки, обратилась в суд. ТФОМС предъявил встречный иск о взыскании средств с больницы. Суды трех инстанций встали на сторону фонда.
Структура тарифа на оплату медпомощи определяется базовой программой ОМС и устанавливается Законом об обязательном медстраховании. В свою очередь территориальная программа ОМС определяет структуру тарифа на территории субъекта РФ и должна соответствовать требованиям базовой программы. Расходование средств ОМС является строго целевым. Оно должно соответствовать условиям территориальной программы ОМС и расходам, включенным в структуру тарифа.
Какие же факты нецелевого использования средств ОМС были выявлены при проверке?
ГБУЗ в учетной политике определило, что данные расходы оно распределяет пропорционально прямым затратам по оплате труда. Однако фактически делило их в иной пропорции. Фонд произвел расчет по методу, установленному учетной политикой больницы. По мнению учреждения, учетная политика является внутренним документом учреждения, на основании которого нельзя делать вывод о нецелевом расходовании средств ОМС. Но суды не приняли во внимание доводы больницы: данный метод выбран самим учреждением и принят им учетной политикой.
Часть средств ОМС ГБУЗ потратило на ремонт теплотрассы, которая не числилась на его балансе и не была в оперативном управлении. Как пояснило учреждение, расходы на ремонт были произведены в связи с аварийной ситуацией. Собственник аварийного участка теплотрассы не установлен. На момент рассмотрения дела в суде уже принимались меры по постановке данного объекта на балансовый учет. Оплату ремонтных работ учреждение осуществило по КОСГУ 225.
Как отметил суд, в орган местного самоуправления с просьбой инициировать процедуру признания данного участка сети бесхозным и определить организацию, которая будет содержать и обслуживать этот участок, учреждение не обращалось. На подстатью КОСГУ 225 следует относить расходы по оплате договоров на выполнение работ, связанных с ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне субъекта РФ. Соответственно, учреждение было не вправе ремонтировать теплотрассу за счет средств ОМС, так как оно не является ее собственником, она не получена в аренду или безвозмездное пользование и не находится в оперативном управлении ГБУЗ.
Медучреждение указало, что больница не может осуществлять свою деятельность в системе ОМС без использования патолого-анатомических услуг, необходимых при лечении больных. По его мнению, к таким услугам также относится транспортировка в патолого-анатомическое отделение тел умерших пациентов.
Однако за счет средств ОМС медпомощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая. При этом застрахованное лицо — это физлицо, а страховой случай — это заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия. Суд решил, что с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС. Следовательно, все, что происходит далее с телом умершего (в том числе и доставка трупа к месту вскрытия), не может оплачиваться за счет средств ОМС.
Суд указал, что данное обучение не является обучением на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов. Следовательно, оно не связано с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты обучения работников в интернатуре за счет средств ОМС предусмотрено не было. Следовательно, оно должно оплачиваться из других источников.
Учреждение производило доплаты медсестре за совмещение должности гладильщицы, которая состоит в штате по приносящей доход деятельности. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, за счет средств ОМС не предусмотрено, т.к. эти расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Поэтому данные расходы признаются нецелевым использованием средств ОМС.
В соответствии с территориальной программой ОМС финансовое обеспечение медицинской помощи, связанной с кожно-венерологическими заболеваниями, должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Суд указал, что оплата труда врача-дерматовенеролога, деятельность которого не относится к медицинской помощи в системе ОМС, является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Суд согласился с фондом в том, что приобретенный бензин использован на цели, не связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что означает нецелевое использование средств ОМС.
Помимо указанных нарушений, учреждение неправомерно использовало средства ОМС следующим образом: