На общественное обсуждение представлены проекты двух федеральных стандартов:
Предполагается, что их нужно будет применять при осуществлении контрольной деятельности начиная с 1 января 2020 года.
Рассмотрим основные положения стандартов.
Основные принципы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Его цель — установить основные принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финконтроля. Стандарт закрепляет за указанными органами следующие полномочия:
- контроль за соблюдением положений бюджетного законодательства РФ, иных правовых актов, которые регулируют бюджетные правоотношения или обуславливают расходные обязательства соответствующего публично-правового образования, а также договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
- контроль за достоверностью данных отчетности о достижении показателей результативности предоставления или использования бюджетных средств;
- контроль за соблюдением требований к бухучету в государственных (муниципальных) учреждениях, государственных органах и государственных корпорациях, органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами (в том числе к составлению, представлению ими бюджетной и бухгалтерской отчетности);
- контроль в сфере закупок.
В своей контрольной деятельности должностные лица органов контроля должны будут руководствоваться следующими нормами:
- этическими (принципы ответственности, законности, компетентности, конфиденциальности, а также честности, независимости, объективности);
- профессиональными (принципы эффективности, превентивной направленности, риск-ориентированности, непрерывности, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости).
Каждый из перечисленных принципов раскрыт в проекте стандарта.
Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
Его цель — установить основные правила планирования контрольной деятельности органов контроля.
Контрольные мероприятия будут проводить в виде плановых (внеплановых) проверок, ревизий либо обследований.
Необходимость проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году будут определять на основании идентификации принадлежности объекта контроля или его вида деятельности в бюджетной сфере к определенной категории риска. Таких категорий будет выделено шесть. Контрольная нагрузка на объекты контроля, не допустившие существенных нарушений, будет минимизирована.
В проекте представлен перечень типовых контрольных мероприятий. Он может быть дополнен ведомственными стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля.
В план контрольных мероприятий будут включать объекты не только с учетом риск-ориентированного подхода, но и на основании поручений высшего органа исполнительной власти (местной администрации) и предложений финоргана.
В план можно будет вносить изменения в случаях:
- поступления запросов и обращений государственных и муниципальных органов, организаций и граждан;
- внесения дополнений и изменений в законодательство РФ;
- выявления при подготовке контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования или перечня объектов контроля, сроков проведения мероприятия, изменения проверяемого периода;
- реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля.