18 декабря Пленум ВС РФ обсудил проект постановления о практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов (далее — НПА) и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее — акты с нормативными свойствами). Документ заменит разъяснения ВС РФ 2007 года и ВАС РФ 2013 года по этой теме.
По итогу рассмотрения текст решили доработать, но уже сейчас можно выделить интересные моменты.
Оспаривание НПА и актов с нормативными свойствами — это самостоятельный способ защиты прав граждан и организаций. Оно осуществляется по правилам гл. 21 КАС РФ и гл. 23 АПК РФ.
Например, НПА можно оспорить, если он противоречит федеральному закону или иному НПА с большей юридической силой и поэтому не подлежит применению для регулирования тех или иных отношений.
Акт с нормативными свойствами можно оспорить, если он по содержанию не соответствует действительному смыслу тех положений, которые разъясняет.
Заявителю без высшего юридического образования придется вести дела в суде через квалифицированного представителя. Однако подписать заявление об оспаривании может заявитель. При этом в иске он должен указать, кто его представляет, и приложить копию диплома этого специалиста.
ВС РФ выделяет несколько признаков НПА:
В отдельных случаях о нормативности акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом акте нет положений нормативного характера, суд не имеет права отказать в рассмотрении дела — акт нельзя рассматривать в отрыве от приложений к нему.
Если суд, принимая заявление, придет к выводу, что оспариваемый акт не является нормативным, то поступит следующим образом:
Если после принятия заявления к производству выяснится, что акт ненормативный, суд может перейти к рассмотрению дела или передать его по подсудности (при неподсудности спора этому суду).
К актам с нормативными свойствами ВС РФ, по сути, относит разъяснения законодательства, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом невозможно определить, кто конкретно эти лица, и привлечь их к участию в деле. Подобные акты издают госорганы, органы МСУ, иные органы, уполномоченные организации или должностные лица.
При положительном исходе НПА (его часть) признают недействующим и исключат из системы правового регулирования:
Выводы суда о несоответствии оспоренного акта другому НПА могут иметь преюдициальное значение. Это касается в том числе периода до признания оспоренного акта недействующим (ч. 2 ст. 64 КАС РФ, ч. 2, 3 ст. 69 АПК РФ).
Акты с нормативными свойствами признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. На это указывается в резолютивной части решения.