Конвенция необходима, чтобы предотвратить злоупотребления соглашениями. В документе зафиксировано, что льготами нельзя пользоваться, если их применение — одна из основных целей какой-либо структуры (например, холдинга) или конкретной сделки. Россия планирует распространить конвенцию на 71 соглашение, например с Нидерландами, Сингапуром, Турцией.
В конвенции есть ряд дополнительных положений, которые ужесточают нормы соглашений:
Применять такие новшества или нет, зависит от решения каждой юрисдикции. Рассмотрим эти изменения подробнее.
Россия планирует заявить, что она будет применять упрощенное положение об ограничении льгот. Ужесточение заключается в том, что льготы сможет применять ограниченный круг лиц, например физлица, компании, основной класс акций которых регулярно торгуется на признанных фондовых биржах. Льготой смогут воспользоваться также резиденты, которые ведут в своей юрисдикции активную предпринимательскую деятельность и получают из другой юрисдикции доход, связанный с такой деятельностью. Ею планируют не признавать функционирование холдинга, надзор за группой компаний и управление ею, финансирование и управление инвестициями (последнее не касается банков, страховых компаний и дилеров по ценным бумагам).
Если резидент не входит в ограниченный круг лиц, он не теряет возможности применить льготу. По его запросу компетентный орган может разрешить ею воспользоваться. Резидент, в свою очередь, должен доказать, что получение льгот не является для него основной целью.
Упрощенное положение об ограничении льгот, возможно, будет применяться с Индией. Большинство стран не собирается пользоваться такими положениями.
Если по соглашению организация является резидентом не только одной страны, компетентные органы юрисдикции должны сами определить, по чьим правилам будет облагаться доход. Пока они этого не сделают, налоговыми льготами нельзя будет воспользоваться. Россия планирует применять это положение к ряду соглашений, например с Индией, Китаем и Нидерландами.
К тем условиям, которые уже есть в соглашениях, планируют добавить еще одно: условия владения акциями, паями и т.п. должны выполняться в течение 365 календарных дней. В этот период должен входить день выплаты дивидендов.
Россия планирует ратифицировать это правило по некоторым соглашениям, например с Нидерландами, Испанией.
Россия планирует ужесточить положения соглашений о передаче недвижимости через продажу акций и иных аналогичных долей участия в компаниях. Такой доход будет облагаться налогом в России, если стоимость акций или иных аналогичных прав в любое время в течение 365 дней, которые предшествуют отчуждению, более чем на 50% составляет недвижимость в России. Это положение планируют ратифицировать, например, по соглашениям с Францией, Ирландией, Израилем.
В конвенции предусмотрены меры, направленные против уклонения от уплаты налогов путем манипулирования статусом постоянного представительства. Одна из них связана с использованием агентских соглашений. Здесь, например, предусмотрена мера, по которой, даже если компания действует в другой юрисдикции через независимого агента, такая деятельность будет образовывать постоянное представительство. Это планируется установить для тех случаев, когда агент тесно связан с такой иностранной компанией.
Данное положение Россия планирует ратифицировать, например по соглашениям с Нидерландами, Турцией, Норвегией.
Это зависит не только от даты, когда конвенцию ратифицирует Россия, но и от действий других государств. Документом предусмотрены разные даты начала его применения для налогов, которые удерживают у источника, и для остальных налогов.
Когда правила заработают, при выплатах иностранным партнерам нужно будет учитывать не только нормы НК РФ (включая концепцию фактического права на доход), соглашений, но и правила конвенции, которые применяются к конкретной юрисдикции.
Рекомендуем уже сейчас проанализировать структуру бизнеса, выплаты иностранным партнерам с точки зрения положений конвенции.