Искать нужно администратора домена и фактического пользователя. Именно им можно предъявить требования. Предъявлять какие-либо претензии регистратору доменов бесполезно.
Отметим, требования лучше предъявить одновременно к администратору и пользователю. В таком случае они будут отвечать солидарно. Значит, повысятся шансы не только закрыть сайт, но и взыскать убытки за незаконное использование товарного знака в доменном имени.
Если фактического пользователя найти просто (обычно на сайте есть информация о юрлице, оказывающем услуги или продающем товары), то администратора домена определить сложнее.
Выяснить, кто администратор, поможет сервис Whois. Если повезет, можно получить даже телефон и адрес администратора. Однако есть вероятность, что данные будут закрыты или будет указана электронная почта, которую администратор давно не использует.
Также можно обратиться к регистратору доменов или к хостинг-провайдеру. Последнего можно определить на hostadvice.com. Хостинг-провайдер может поделиться данными о владельце сайта, если письменно обосновать ему необходимость в таких данных.
Когда найдете администратора, не забудьте направить ему досудебную претензию.
Нередки случаи, когда доменное имя зарегистрировано на физлицо, например на гендиректора компании, которая предлагает свои товары или услуги на сайте-двойнике. Если руководствоваться позицией ВС РФ, в этом случае предъявить претензию и иск можно к самой компании.
Отметим, если в качестве ответчика пришлось выбрать гражданина, обращайтесь в суд общей юрисдикции. Есть практика Суда по интеллектуальным правам, которая отрицает возможность подать иск в арбитражный суд, даже когда ответчик определяет деятельность компании. Правда, если в ходе рассмотрения дела первой инстанцией никто не сошлется на нарушение правил подведомственности, судебный акт отменить не должны.
Заявляя в суде требование об аннулировании регистрации или о запрете использования домена, нужно будет доказать существование сайта-двойника. Кроме того, суд будет устанавливать сходство спорного доменного имени с вашим товарным знаком. Нужны ли для этого специальные доказательства, разберемся ниже.
До обращения в суд следует собрать доказательства того, что интернете есть сайт-двойник. Это можно сделать самостоятельно, обращаться к нотариусу не обязательно.
Распечатайте скриншоты интернет-страниц и заверьте их подписью, указав дату изготовления. Если имеет значение дата размещения информации в сети, надо указать и ее.
Скорее всего, каких-то доказательств идентичности доменного имени товарному знаку не потребуется. Специальных знаний для установления степени сходства не нужно. Следовательно, экспертизу проводить не обязательно. Вопрос сходства товарных знаков суд должен разрешить с учетом представлений среднего потребителя.