Расходы относятся к рекламным на основании Закона о рекламе. Согласно ему информацию об объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает следующим условиям:
По мнению антимонопольной службы, даже если информация имеет целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала), она может формировать интерес у неопределенного круга лиц. Тогда она выходит за пределы своей целевой аудитории и является рекламой.
При расчете налога на прибыль в качестве рекламных могут быть признаны, например, такие расходы:
В одном из споров суд Восточно-Сибирского округа поддержал налогоплательщика. Он указал, что последний вправе учесть такие расходы, поскольку условие об оказании услуг по рекламе контрагента включено в договор поставки. В другом случае этот же суд признал в качестве рекламных расходы на изготовление книги, которая содержала рекламную информацию об организации.
Нельзя учесть в качестве рекламных расходов:
При расчете налога на прибыль можно учитывать только обоснованные, документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Причем такие расходы должны быть связаны с деятельностью самого налогоплательщика.
Например, АС Восточно-Сибирского округа, признавая расходы обоснованными, указал:
А вот АС Западно-Сибирского округа признал необоснованными рекламные расходы на участие в выставке. Организация выступала посредником, на выставке ее товары не размещались, представители сопровождали потенциальных покупателей. Деньги за организацию участия в выставке перечислены взаимозависимому лицу, у которого был стенд на выставке.
АС Северо-Западного округа отказал в учете по налогу на прибыль затрат, связанных с созданием подиума для скульптурной композиции. Он решил, что установка композиции не связана с производственной деятельностью общества, поскольку композиция не содержит фирменного наименования или информации о товарах (работах, услугах), не является товарным знаком. Общество не смогло подтвердить, что установка скульптуры привела к росту продаж продукции.
Учтите: по мнению судов, нарушение норм отраслевого законодательства, в частности Закона о рекламе, Закона о лотереях, не влияет на возможность учесть затраты на рекламные акции при расчете налога на прибыль. Признать расходы можно, даже если нарушение подтверждено предписанием уполномоченного органа.
Некорректное описание услуг в первичных документах и счетах-фактурах также не мешает признать расходы на рекламу.
Организации необходимо разработать маркетинговую политику. В ней нужно определить и обосновать виды рекламных мероприятий, проводимых организацией. Например, можно указать, что цель раздачи товаров — увеличение числа заключенных договоров, объема поставок и, соответственно, рост прибыли организации.
В расходах на рекламу в полном объеме можно учесть затраты:
Полностью можно учесть следующие рекламные расходы:
Следует отметить, что расходы на трансляцию рекламного ролика в торговых залах могут быть учтены полностью, только если организация, которая его размещает, зарегистрирована как СМИ.
Все остальные рекламные расходы учитывают в пределах норматива (1% выручки от реализации).
Нормировать нужно следующие расходы:
Минфин относит к нормируемым расходам затраты поставщика на приоритетную, в том числе палетную, выкладку товаров покупателем — организацией розничной торговли. Однако суды с такой позицией не согласны. По их мнению, услуги по приоритетной выкладке товаров не являются рекламными. Они учитываются в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и реализацией.
Суды считают, что нормировать следует расходы на рекламирование собственных товаров (работ, услуг), деятельности или товарного знака и знака обслуживания. Если организация рекламирует товары заказчиков-рекламодателей, то расходы можно признать в полном объеме в составе материальных расходов.
Организациям, у которых есть иностранные участники, нужно учитывать положения международных договоров об избежании двойного налогообложения. В них могут быть нормы, которые позволяют признавать расходы на любую рекламу в полном объеме. Например, организации, у которых есть учредитель — резидент Германии, не должны нормировать расходы на любую рекламу. Причем доля его участия может быть незначительной: менее 4% или 0,6%.
Минфин считает, что если имущество, объекты интеллектуальной собственности относятся к амортизируемому имуществу, то организация признает в расходах на рекламу амортизационные отчисления. Например, затраты на создание рекламного видеоролика, который является нематериальным активом, нужно учитывать в рекламных расходах в размере амортизации.
Однако суды считают, что налогоплательщик сам выбирает, в какую группу относить соответствующие расходы, формировать ли из них стоимость амортизируемого имущества или признать расходами текущего периода. Так решили, например, АС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа.
Нормируемые расходы признают в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Она складывается из выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства или приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.
В сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, включается в том числе выручка от реализации ценных бумаг.
А вот внереализационные доходы, например в виде процентов, выручку от реализации не формируют, и поэтому в нормировании расходов на рекламу не участвуют.
Если у организации только два вида доходов: доходы в виде процентов по предоставленным займам и доходы от реализации прав требования, то при расчете нормы следует использовать выручку от реализации прав требования.
Если выручка в течение года увеличивается, то увеличивается и размер норматива по рекламным расходам. Поэтому затраты на рекламу, не учтенные в расходах по нормативу в одном отчетном периоде, можно учесть в следующих отчетных периодах или по итогам года. Рекламные расходы, не учтенные по итогам года, на следующий год переносить нельзя.