Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

II. Государственный учет экспериментальных воздушных судов с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС

II. Государственный учет экспериментальных воздушных судов

с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС

5. Государственному учету с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС подлежат воздушные суда, указанные в подпунктах "а" - "г", "е" пункта 1 настоящих Правил, использование которых в экспериментальной авиации планируется сроком более 6 месяцев, и не зарегистрированные в государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр государственных воздушных судов), Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр гражданских воздушных судов), а также в государственных реестрах иностранных государств <7>.

--------------------------------

<7> Статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.

6. Для постановки воздушных судов на государственный учет с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС организацией экспериментальной авиации, которая планирует использовать или использует воздушные суда для полетов (далее - эксплуатант воздушного судна), представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:

а) в отношении опытных воздушных судов, модифицированных воздушных судов и модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию главными изменениями изделия <8>:

--------------------------------

<8> Пункт 21.91A Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851), с изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 196 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73718) (далее - Федеральные авиационные правила сертификации авиационной техники. Часть 21). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);

копии документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;

результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом экспериментальной авиации по летным испытаниям при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Методический совет ЭА) <9>, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для первого опытного образца воздушного судна);

--------------------------------

<9> Пункт 26 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.

результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом летно-испытательного подразделения авиационной организации экспериментальной авиации (далее - методический совет ЛИП) <10>, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для всех последующих опытных образцов воздушного судна);

--------------------------------

<10> Пункт 24 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.

результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом ЛИП, включающий сведения о допуске беспилотного воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для всех образцов беспилотного воздушного судна, если вопрос методической готовности к первому полету рассматривался методическим советом ЛИП по решению руководителя организации-разработчика беспилотного воздушного судна);

копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);

копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для опытных образцов модифицированных и модернизированных воздушных судов, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;

акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);

б) в отношении воздушных судов - летающих лабораторий:

заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);

копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;

результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом ЭА или методическим советом ЛИП (по согласованию с Методическим советом ЭА), включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета;

копии документов, на основании которых производилось переоборудование воздушного судна в воздушное судно - летающую лабораторию;

копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);

копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для воздушных судов - летающих лабораторий, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;

копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;

акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);

в) в отношении модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию второстепенными изменениями изделия <11>:

--------------------------------

<11> Пункт 21.91A Федеральных авиационных правил сертификации авиационной техники. Часть 21.

заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);

результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом ЛИП, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета;

копии документов, на основании которых производилась модернизация воздушного судна;

копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;

копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);

копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для опытных образцов модернизированных воздушных судов, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;

копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;

акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);

г) в отношении вспомогательных воздушных судов:

заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);

копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;

копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);

копия раздела формуляра воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным к эксплуатации;

копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;

акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).

7. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.

8. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил:

а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;

б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:

в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о государственном учете воздушного судна, уведомление о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков по содержащимся в них сведениям (далее - уведомление об устранении недостатков);

если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 6 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;

в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:

принимается решение о постановке воздушного судна на государственный учет, ему присваивается учетный номер;

оформляется свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна (далее - свидетельство о государственном учете) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам);

вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о свидетельстве о государственном учете <12>.

--------------------------------

<12> Подпункт 5.7.3 пункта 5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

9. Свидетельство о государственном учете подписывается уполномоченным должностным лицом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (или лицом, его замещающим) (далее - уполномоченное лицо) и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Свидетельство о государственном учете является бессрочным и подлежит возврату в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в случае снятия воздушного судна с государственного учета или при оформлении на указанное воздушное судно нового свидетельства о государственном учете.

10. Свидетельство о государственном учете выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

11. В случае передачи ЭВС другому эксплуатанту воздушного судна, смены собственника воздушного судна или изменения указанных в свидетельстве о государственном учете данных о воздушном судне использование воздушного судна для полетов допускается после внесения изменений в свидетельство о государственном учете или его замены (на воздушное судно выдается новое свидетельство о государственном учете).

12. При передаче ЭВС другому эксплуатанту в свидетельство о государственном учете вносятся изменения. Для этого в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации новым эксплуатантом воздушного судна представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:

а) заявление о внесении изменений в свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам);

б) свидетельство о государственном учете;

в) копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном эксплуатанта воздушного судна;

г) копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна;

д) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).

13. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.

14. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил:

а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;

б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:

в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о внесении изменений в свидетельство о государственном учете, уведомление об устранении недостатков;

если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 12 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;

в) при отсутствии замечаний по составу представленных эксплуатантом воздушного судна документов и содержащимся в них сведениям оформляется запись о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна в разделе "Отметки о передаче воздушного судна" свидетельства о государственном учете. Оформленная запись о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

15. Свидетельство о государственном учете с внесенными изменениями выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

16. Выданное свидетельство о государственном учете подлежит замене на новое свидетельство о государственном учете в следующих случаях:

а) при смене собственника воздушного судна;

б) при изменении наименования собственника или эксплуатанта воздушного судна;

в) при изменении наименования типа воздушного судна;

г) при изменении назначения воздушного судна;

д) при изменении категории воздушного судна;

е) при изменении учетного номера;

ж) при порче или утрате свидетельства о государственном учете;

з) при отсутствии свободного места в свидетельстве о государственном учете для внесения записи о передаче воздушного судна новому эксплуатанту.

17. Для оформления нового свидетельства о государственном учете в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:

а) в случае смены собственника воздушного судна:

заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);

копии документов, подтверждающих права собственника и эксплуатанта воздушного судна на воздушное судно;

б) при изменении наименования собственника или эксплуатанта воздушного судна:

заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);

копии документов, подтверждающих переименование собственника или эксплуатанта воздушного судна;

копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;

в) при изменении наименования типа воздушного судна, назначения или категории воздушного судна:

заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);

документы в соответствии с подпунктами "а", "б" или "в" пункта 6 настоящих Правил в зависимости от категории воздушного судна <13> (если указанные изменения связаны с изменениями конструкции воздушного судна, его систем, а также состава оборудования и необходимостью проведения наземных и (или) летных испытаний);

--------------------------------

<13> Пункт 2 настоящих Правил.

г) при изменении учетного номера - заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);

д) в случае порчи или утраты свидетельства о государственном учете - заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).

Одновременно с документами, указанными в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляется ранее выданное свидетельство о государственном учете.

18. Документы, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 17 настоящих Правил, представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня оформления документов о передаче права собственности новому собственнику, об изменении наименования собственника (эксплуатанта) воздушного судна или выявления факта порчи (утраты) свидетельства о государственном учете соответственно.

Документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 17 настоящих Правил, представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при необходимости изменения наименования типа воздушного судна, назначения или категории воздушного судна, или изменения учетного номера воздушного судна соответственно.

19. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.

20. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил:

а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;

б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:

в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о замене свидетельства о государственном учете, уведомление об устранении недостатков;

если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 17 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;

в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:

оформляется новое свидетельство о государственном учете на это же воздушное судно (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам);

вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о новом свидетельстве о государственном учете.

21. Новое свидетельство о государственном учете в соответствии с абзацем четвертым подпункта "в" пункта 20 настоящих Правил выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

22. В случае отсутствия места в свидетельстве о государственном учете для внесения записи о передаче воздушного судна после рассмотрения заявления о внесении изменений в свидетельство о государственном учете и приложенных к нему документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, и при отсутствии замечаний по их составу и содержащимся в них сведениям Департаментом:

а) оформляется новое свидетельство о государственном учете (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам), в котором указывается наименование нового эксплуатанта воздушного судна;

б) вносится в книгу государственного учета ЭВС информация об оформленном новом свидетельстве о государственном учете.

23. Новое свидетельство о государственном учете в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 настоящих Правил выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

24. Воздушные суда с оформленными свидетельствами о государственном учете снимаются с государственного учета в следующих случаях:

а) списания воздушного судна;

б) передачи воздушного судна в другой вид авиации Российской Федерации;

в) передачи воздушного судна иностранному заказчику;

г) пропажи воздушного судна без вести.

25. Для снятия воздушных судов с государственного учета в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна в течение 3 рабочих дней со дня оформления документа о списании воздушного судна, приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна или документа, подтверждающего факт пропажи воздушного судна без вести, представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:

а) заявление о снятии воздушного судна с государственного учета экспериментальных воздушных судов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам);

б) копия документа о списании воздушного судна (если причиной его снятия с государственного учета является списание воздушного судна);

в) копия документа, на основании которого воздушное судно передается в организацию государственной авиации, организацию гражданской авиации Российской Федерации или иностранному заказчику (если причиной снятия воздушного судна с государственного учета является его передача в другой вид авиации Российской Федерации или иностранному заказчику);

г) копия приемо-сдаточного акта воздушного судна или другого документа, подтверждающего факт его передачи (если причиной снятия с государственного учета является передача воздушного судна в другой вид авиации Российской Федерации или иностранному заказчику);

д) копия документа, подтверждающего факт пропажи воздушного судна без вести (если причиной снятия с государственного учета является пропажа воздушного судна без вести);

е) свидетельство о государственном учете.

26. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.

27. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил:

а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;

б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:

в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о снятии воздушного судна с государственного учета, уведомление об устранении недостатков;

если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 25 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в снятии воздушного судна с государственного учета с обоснованием причины отказа;

в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:

оформляется свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета экспериментальных воздушных судов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим Правилам). Свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;

вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о снятии воздушного судна с государственного учета.

28. Свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.