N 7 (46) ИЮЛЬ 1999
Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск
Содержание
- БизнесСправочник - новая услуга для пользователей
- Нормативные правовые акты: порядок опубликования и вступления в силу
- Во ВГБИЛ открылся Центр правовой информации
- КОРОТКО
БизнесСправочник - новая услуга для пользователей
Ольга Зугаева Руководитель проекта БизнесСправочник |
С апреля 1999 г. в Windows-версии систем семейства КонсультантПлюс по федеральному законодательству введен новый раздел - БизнесСправочник. Этот раздел содержит различного рода справочно-информационные материалы, ориентированные на пользователей справочных правовых систем, и в первую очередь - на юристов, бухгалтеров, руководителей.
Установка и последующее обновление материалов БизнесСправочника теперь входят в стандартный комплекс информационного обслуживания и производятся автоматически при пополнении систем КонсультантПлюс по федеральному законодательству.
Периодичность обновления информации раздела - один раз в месяц.
Цели создания БизнесСправочника
Практически любой специалист в процессе своей работы время от времени сталкивается с проблемой поиска определенного рода справочной информации, к примеру, информации о том, кто занимается разработкой программ для бухгалтерии, как повысить свою квалификацию, где получить консультацию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и т.д. Такую информацию в случае необходимости можно найти, но она, как правило, бывает разбросана по разным источникам: что-то публикуется в справочниках и других печатных изданиях, что-то есть в базах данных, что-то можно найти в сети Internet. Искать такую информацию непросто, это требует немало сил и времени. Целью создания нового справочного раздела и было обеспечение пользователей КонсультантПлюс той справочной информацией, которая может быть интересна и полезна в процессе их основной деятельности.
В свою очередь в последнее время многие компании и организации, и в том числе пользователи КонсультантПлюс, обращаются к нам с просьбой о размещении своих информационных материалов в наших справочных правовых системах. Включение в системы БизнесСправочника предоставляет компаниям и организациям такую возможность.
Содержание БизнесСправочника
Основу БизнесСправочника сегодня составляет информация о компаниях и организациях, расположенных в Москве. Несмотря на это, мы уверены, что БизнесСправочник будет полезен как московским пользователям, так и пользователям из регионов, так как в нем представлены самые различные компании, в том числе фирмы, активно работающие не только в Москве, но и в регионах Российской Федерации. В дальнейшем мы планируем расширить спектр включаемой в БизнесСправочник информации за счет размещения информационных материалов компаний и организаций, расположенных в регионах.
В состав БизнесСправочника включено шесть основных разделов, которые, по нашему мнению, вызывают наибольший интерес у пользователей:
- Программные средства автоматизации деятельности предприятий (информация о компаниях - разработчиках программных средств автоматизации финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятий).
- Бухгалтерский учет, аудит и консалтинг (информация о компаниях и организациях, оказывающих следующие виды услуг: ведение бухгалтерского учета, анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, аудит, консалтинг по финансовым, налоговым и иным вопросам, связанным с ведением предпринимательской деятельности.
- Услуги в области права (информация о компаниях и организациях, оказывающих следующие виды услуг: юридический консалтинг, составление и экспертиза юридических документов, защита прав и законных интересов клиента в суде и других органах государственной власти, нотариальные услуги, регистрация и ликвидация предприятий, лицензирование видов деятельности и др.).
- Бизнес-образование (информация об учебных заведениях, предлагающих высшее образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов и руководителей в области права, экономики, финансов и управления).
- Подбор персонала (информация о компаниях и организациях, оказывающих услуги по трудоустройству, поиску и подбору персонала, кадровому консалтингу и др.).
- Справочная информация (адреса и телефоны органов конституционного контроля в субъектах РФ, арбитражных судов субъектов РФ и др.).
Как пользоваться БизнесСправочником
Доступ к материалам БизнесСправочника организован таким образом, что предлагаемая в нем информация никоим образом не затрудняет основную работу пользователя (поиск документов в справочных правовых системах, работу с ними и т.д.). БизнесСправочник является отдельным разделом системы. Чтобы войти в него, достаточно выбрать корешок "БизнесСправочник" в информационном окне "Системы КонсультантПлюс", которое появляется при запуске системы или при нажатии на кнопку "Открыть базу").
Порядок размещения информационных материалов в БизнесСправочнике
В ближайшее время в БизнесСправочник будет включаться информация о компаниях и организациях, расположенных в Москве. Размещение информационных материалов компаний и организаций происходит следующим образом. Краткая информация о компании, организации (название, адрес, телефон, факс, e-mail, web-сервер) размещается бесплатно. Более подробную информацию предполагается размещать на платной основе.
Что касается региональных компаний, желающих разместить информацию, то пока мы не готовы включать их в БизнесСправочник, так как продумываем и отрабатываем механизм сбора информационных материалов компаний через наши региональные центры и исследуем спрос пользователей на региональную информацию данного характера.
Но, если региональная компания заинтересована в размещении своей информации, она может оформить и прислать Заявку на размещение информационных материалов (бланк Заявки можно получить, обратившись в региональный информационный центр Сети КонсультантПлюс). Данная Заявка будет зарегистрирована, и компании будет выслано подтверждение о ее регистрации.
В дальнейшем, компаниям, приславшим Заявки, будут предложены льготные условия размещения. Это означает, что с того момента, когда региональным компаниям будет предоставлена возможность размещать свою информацию, фирмы, которые зарегистрировались заранее, будут иметь дополнительные скидки.
Мы надеемся, что появление новой возможности в системах семейства КонсультантПлюс будет полезно как для пользователей, так и для компаний и организаций, предоставивших информацию о своих продуктах и услугах.
По всем вопросам можно обращаться в координационный центр Сети КонсультантПлюс, в отдел БизнесСправочник. Телефон/факс: (095) 956-8283 Е-mail: advert@consultant.ru
Нормативные правовые акты: порядок опубликования и вступления в силу
Альвина Силкина, Руководитель отдела правовой экспертизы |
Для того чтобы грамотно применять на практике правовую информацию, необходимо знать действующее законодательство о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Суммировав результаты анализа законодательства, мы представили информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов (НПА) в форме таблицы и хотим дать к ней некоторые пояснения. Отметим, что изложенный порядок может изменяться в связи с принятием новых актов, регулирующих соответствующие вопросы. Вся информация дана по состоянию на 1 июня 1999 г.
Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.
Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера или содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера.
Обязательными условиями вступления в силу являются:
- обязательное официальное опубликование всех нормативных правовых актов (ст. 1 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
- обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, обладающие одним или несколькими вышеуказанными признаками (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).
Официальное опубликование
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством (см. Таблицу).
При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования нормативного правового акта.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте РФ
С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.
Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее, правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.
Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания
Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, изложенный в Таблице, действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".
Кроме общего порядка вступления в силу указанных нормативных правовых актов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:
- порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе: называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования"
- порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.
Особенности вступления в силу актов налогового законодательства
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральный закон от 30.03.99 N 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ приостановил до 1 января 2000 г.
Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.
Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ
Указанный в Таблице порядок вступления в силу касается лишь актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Данный порядок является общим и применяется:
- если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
- в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа N 763). Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу в сроки, указанные в Таблице, если порядок вступления в силу не определен в самом акте.
Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета РФ
Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу нормативных правовых актов ГТК РФ иной (см. Таблицу).
Исключения составляют следующие случаи:
- акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
- акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.
Срок вступления в силу данных актов ГТК РФ может быть определен в самом документе.
Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера), а также нормативно-технические акты вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу. На акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836, Приказ ГТК РФ от 21.05.99 N 310 "Об утверждении Положения о нормативных актах ГТК России").
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"" нормативные правовые акты ФКЦБ, изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182- ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России
Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" 395).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).
Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях тех органов государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
"Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов", актуализированные на текущую дату, в виде отдельного документа включены в системы КонсультантПлюс по федеральному законодательству, в раздел "Справочная информация" (поле "Тематика").
Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов (1)
Вид документа |
Официальный источник опубликования |
Сроки вступления в силу |
Нормативный акт, регулирующий данные вопросы |
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания |
"Российская газета"(2), "Собрание законодательства РФ" |
По истечении 10 дней после дня их официального опубликования |
Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ Налоговый кодекс РФ (ст.5) |
НПА Президента РФ |
"Российская газета"(**), "Собрание законодательства РФ" |
По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования |
Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 |
НПА Правительства РФ |
"Российская газета", "Собрание законодательства РФ" |
По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования |
Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 |
НПА федеральных органов исполнительной власти, прошедшие регистрацию |
"Российская газета", Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" |
По истечении 10 дней после дня их официального опубликования |
Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763, Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963 |
НПА ГТК РФ общего характера |
"Российская газета", Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" |
По истечении 30 дней после их опубликования (исключение см. ст. 11 Таможенного кодекса РФ) |
Статья 11 Таможенного кодекса РФ |
НПА ФКЦБ |
"Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" |
По истечении 10 дней со дня их официального опубликования |
Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 |
НПА Банка России |
"Вестник Банка России" |
Со дня их официального опубликования |
ст. 6 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 |
Международные договоры |
"Собрание законодательства РФ", "Бюллетень международных договоров" |
Определены в тексте договора |
ст.30 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ |
- Указанный порядок вступления НПА в силу действует, если в самих актах не установлен иной порядок вступления их в силу.
- До 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963) официальным источником опубликования данных актов была не "Российская газета", а "Российские вести".
Во ВГБИЛ открылся Центр правовой информации
В конце мая во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) открылся Центр правовой информации. Главная задача Центра - обеспечить свободный доступ к отечественным и зарубежным информационным источникам правовых знаний не только специалистам, работающим в области права, но и широкой общественности.
Центр был создан в результате сотрудничества ВГБИЛ, Института "Открытое общество" (Фонд Дж. Сороса) и Московского общественного научного фонда. Поддержку проекту оказали несколько российских компаний, в частности, компания
Основными направлениями деятельности Центра являются формирование документального фонда для информационного обслуживания; подготовка тематических баз данных по вопросам права; справочно-информационное обслуживание; проведение конференций и семинаров и других мероприятий по вопросам права, а также поиска, обработки, систематизации информации; сотрудничество с учреждениями, осуществляющими правовую реформу, судебными, правоохранительными органами; широкое взаимодействие с вузами; предоставление доступа к профессиональным базам данных Lexis-Nexis, КонсультантПлюс, а также к сети Интернет.
Центр предлагает читателям справочную и энциклопедическую литературу, периодику, кодексы законов и монографии, сборники научных трудов, различную специальную литературу на русском, английском, французском, немецком и других языках. Сегодня фонд насчитывает 2500 книг и 48 периодических изданий. Информация о новых поступлениях содержится в электронном каталоге. Доступ к документам на бумажных и электронных носителях предоставляется без ограничений и бесплатно.
Ежедневно Центр правовой информации может обслуживать 250 пользователей. Предполагается, что за год Центр посетят до 25000 читателей.
КОРОТКО
В мае в Государственном Кремлевском Дворце прошел II Съезд бухгалтеров и аудиторов России по совершенствованию бухгалтерского учета, аудита и налогообложения. На секции "Информационные технологии в бухгалтерском учете" с докладом выступил сотрудник компании
В июне в Мэрии Москвы состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Подъем промышленного производства в России, развитие межрегионального научно-промышленного сотрудничества, создание рабочих мест в российских регионах". Для делегатов и гостей конференции на выставке "Технологии управления" были представлены справочные правовые системы КонсультантПлюс.
Архив | предыдущий выпуск | следующий выпуск
© ЗАО "Консультант Плюс", 1997-2024
Учредитель - ЗАО "Консультант Плюс"
Зарегистрировано в Роскомнадзоре, рег. ПИ № ФС77-42966
Адрес редакции: 117292, Москва, улица Кржижановского, 6
e-Mail: bulletin@consultant.ru
Web Site: https://www.consultant.ru/
Телефон/Факс: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92