7. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора. Параметры инфляции, динамика цен производителей
7. ЦЕНЫ И ТАРИФЫ НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) КОМПАНИЙ
ИНФРАСТРУКТУРНОГО СЕКТОРА. ПАРАМЕТРЫ ИНФЛЯЦИИ, ДИНАМИКА
ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Цены и тарифы на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу должны обеспечивать условия для воспроизводства ресурсов в данной сфере с учетом потребностей экономики и стимулировать ресурсосбережение у потребителей. При этом, учитывая необходимость ограничения роста цен и тарифов на газ и электроэнергию для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и недопущения значительного усиления инфляционного давления, модели цено- и тарифообразования должны создавать мотивацию для оптимизации затрат и повышения эффективности деятельности инфраструктурных компаний.
Для ограничения роста цен и тарифов на услуги инфраструктурных компаний, включая монопольные сферы их деятельности, в прогнозный период необходимо реализовать следующие меры в области ценообразования.
1. Ликвидировать перекрестное субсидирование и довести тарифы для отдельных категорий потребителей до экономически обоснованного уровня, отражающего себестоимость производства соответствующих товаров (услуг).
2. Установить тарифные ограничения по учету инвестиционных затрат, стимулировать привлечение заемных средств инвесторов.
3. Обеспечить доступность подключения потребителей к инфраструктуре.
4. Внедрить показатели надежности и качества товаров и услуг организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и довести их до уровня развитых стран.
5. Перейти на долгосрочное тарифное регулирование инфраструктурных организаций, обеспечив при этом объективную оценку капитала.
Ключевым параметром ценовой (тарифной) политики является динамика внутренних цен на газ. Правительством Российской Федерации одобрены подходы к установлению оптовых цен на газ, направленные на постепенное приближение внутренних цен к равнодоходным ценам поставок газа на экспорт.
Вместе с тем в 2012 году усилился разрыв между контрактными ценами поставок газа Россией и ценами на большинстве сегментов мирового рынка, где наблюдалось падение цен, обусловленное ростом производства сланцевого газа и переориентацией крупнейших экспортеров сжиженного природного газа с американского на европейский рынок. В США цены на газ для промышленности в конце 2012 года были в 2,6 - 2,8 раза ниже контрактных цен ОАО "Газпром". Спотовые цены на газ в Европе в последние два года также установились ниже контрактных цен ОАО "Газпром" в среднем в 1,2 - 1,3 раза, что привело к сокращению экспорта российского газа и вынудило поставщиков газа пересмотреть модели ценообразования долгосрочных контрактов.
В 2015 году средняя оптовая цена на газ без учета НДС для российских потребителей (кроме населения) при прогнозируемом курсе рубля может достигнуть 135 - 140 долларов США, выйдет на равнодоходный уровень к спотовым ценам на европейских рынках и практически сравняется с ценой газа для промышленных потребителей США. При этом уровень будет составлять примерно 70% от равнодоходных цен поставок газа Россией в европейские страны (около 200 долларов США).
Рост цен на газ для большинства отечественных потребителей транслируется через рост цен на электроэнергию (на энергетику приходится 55% внутреннего потребления газа). Также крупным потребителем энергоносителей является коммунальное хозяйство, через тарифы которого рост цен на газ транслируется в инфляцию.
Уровень внутренних цен на электроэнергию с учетом состояния российской энергетики и необходимости обновления фондов является основным ограничением для роста внутренних цен на газ. Разница между внутренними ценами и ценами на электроэнергию для потребителей (кроме населения) в развитых странах на порядок меньше, чем на газ. Так, средние цены на электроэнергию для данных потребителей в России за 2012 год всего лишь на 35% ниже, чем в Европе, и превысили цены для промышленности в США. С учетом проектируемого на 2013 - 2015 гг. роста цен на электроэнергию в 1,4 - 1,45 раза, обусловленного ростом цен на топливо, ввода новых мощностей и сетевых объектов, в 2015 году отставание внутренних цен на электроэнергию от европейских сократится до минимума - 15 - 18%, и будут выше цен для промышленности в США, что станет серьезным вызовом для конкурентоспособности российской экономики.
К 2016 году газовая составляющая в конечной цене на электроэнергию будет составлять не менее трети и будет расти, учитывая увеличение объемов мощностей газовых ТЭС в прогнозный период. Исходя из этого, в прогнозный период целесообразно перейти к модифицированному "правилу равнодоходности", которое обеспечивает сохранение конкурентных преимуществ на энергоносители для отечественных потребителей. В качестве базовой цены на природный газ, от которой рассчитывается цена равнодоходности на внутреннем рынке на текущий период, целесообразно рассматривать цену по экспортным контрактам ОАО "Газпром" (с учетом экспортной пошлины и транспортных затрат), к которой будет применяться дисконт, позволяющий учитывать цены на других рынках газа (в том числе США).
- Врезка 3. Риски форсированного перехода внутренних цен на газ на равнодоходные с поставками в Европу.
- Динамика цен на газ и электроэнергию до 2030 года по вариантам (прирост цен в % к предыдущему году)
- Рост цен на товары (услуги) инфраструктурных компаний для потребителей, кроме населения, в 2016 - 2030 гг. (по вариантам прогноза)
- Динамика цен на газ (оптовые цены) и электроэнергию для потребителей, кроме населения по вариантам (к 2015 г. = 1, раз)
- Прогноз роста тарифов на товары (услуги) инфраструктурных компаний для населения и тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2016 - 2030 гг. (по вариантам)
- Врезка 4. Риски опережающего роста коммунальных тарифов
- Инфляция
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей