4.5.3. Определение и оценка возможных направлений развития территории (части территории)

Для определения возможных направлений развития территории необходимо учитывать цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (или его части), место рассматриваемой территории в Российской Федерации, соответствующем федеральном округе, особенно в аспекте формирования единой транспортной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, должно учитываться решение общих проблем территориального характера с соседними территориями сопредельных субъектов Российской Федерации.

В случае недостаточности информации, содержащейся в указанных документах, а также для конкретизации их положений применительно к территориальным особенностям субъекта Российской Федерации для целей и задач территориального планирования, необходима разработка Концепции пространственной организации территории (или ее части). Основные задачи Концепции связаны с определением принципиальных направлений развития территории, включая формирование инженерного и транспортного инфраструктурного каркаса, увязкой региональных интересов с федеральными и местными интересами развития территории.

Необходимыми этапами обоснования такой Концепции являются:

- комплексная оценка территории по степени благоприятности для размещения объектов в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации;

- обоснование опорного планировочного каркаса развития территории;

- зонирование территории по интенсивности и приоритетным направлениям ее использования (рис. 1).

4.5.4. Ведущее значение в развитии территории субъекта Российской Федерации (или его части) имеет планировочный каркас территории, который формируется на основе экономического, социального и экологического каркаса соответствующей территории и состоит из локальных (точечных), линейных и площадных элементов, определяющих возможные направления развития территории.

4.5.5. Экономический каркас включает существующие и перспективные производственные комплексы (в населенных пунктах и вне их) различной степени сформированности: промышленные центры, промышленные узлы, территориально-производственные комплексы. Они являются "ядрами" - основой формирования экономических районов и подрайонов различной специализации, которая, в значительной мере, определяет приоритетный вид использования территории и развитость линейных элементов планировочного каркаса.

4.5.6. Социальный каркас формируется на основе центров систем расселения различных иерархических уровней (региональных, межрайонных, районных, локальных), а также систем расселения, формирующихся на базе агломераций (групп населенных пунктов) различной величины. Системы расселения должны включать в свой состав цельные муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, городские и сельские поселения).

4.5.7. Экологический каркас территории - пространственно-организованная структура, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию природных систем. Экологический каркас состоит из площадных объектов - ядер и линейно вытянутых элементов - биокоридоров, связывающих между собой ядра.

Для создания экологического каркаса необходимо определение его структурных элементов с режимом использования каждой территории и создание правовой базы экологической регламентации природопользования.

4.5.8. Потенциальные центры расселения различаются степенью развитости социально-культурного потенциала и в зависимости от этого могут иметь различный радиус потенциального влияния на окружающие территории, то есть определять границы систем расселения с определенной численностью населения. Радиус влияния таких центров также зависит от вида транспортных связей (целей передвижения), средней скорости сообщения по транспортным путям данной территории.

4.5.9. Социальный (расселенческий) каркас является одним из оснований выбора месторасположения объектов социальной сферы федерального, регионального, местного значения, а также выбора местоположения линейных объектов.

4.5.10. Линейные элементы экономического и социального (расселенческого) каркаса включают транспортные коммуникации различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного), инженерных коммуникаций, обеспечивающие передвижение сырья, товаров, услуг, пассажиров между упомянутыми точечными (локальными) и площадными элементами каркаса. Транспортные и инженерные коммуникации должны рассматриваться в комплексе со связанными с их функционированием узловыми элементами транспортной и инженерной инфраструктуры.

4.5.11. Наличие, степень развитости линейных элементов каркаса могут служить основанием выбора местоположения не только линейных, но и точечных (локальных) и площадных объектов (территорий, зон). В зависимости от центров (их иерархического уровня), роли, значимости линейных элементов экономического социального каркаса в развитии субъекта Российской Федерации (его части) выделяются планировочные центры и планировочные оси I, II, III ранга.

4.5.12. Комплексная оценка территории проводится путем выявления степени благоприятности территории (ее зонирования) для всех видов капитального строительства, природоохранной деятельности и рекреационного использования.

4.5.13. Оценка историко-культурного потенциала субъекта Российской Федерации, в том числе мест бытования народных художественных промыслов и ремесел с целью развития туризма.

4.5.14. На основе комплексной оценки территории субъекта Российской Федерации должны быть определены основные (базисные) направления комплексного развития территории субъекта Российской Федерации и приоритетные направления использования его территории.

4.5.15. На карте пространственной организации территории субъекта Российской Федерации отображается информация: о развитии планировочного каркаса территории с выделением планировочных осей и центров различного ранга, примерных границ зон интенсивного градостроительного развития, где преимущественно будут размещаться объекты капитального строительства широкого профиля, зон экстенсивного развития, преимущественно связанных с эксплуатацией отдельных видов природных ресурсов (сельское хозяйство, лесозаготовка, добыча полезных ископаемых) и зон ограниченного градостроительного развития (с приоритетом природоохранных и иных видов деятельности, не противоречащих принципам устойчивого развития территории (туристской, рекреационной и др.)).

4.5.16. Концептуальная модель пространственной организации территории субъекта Российской Федерации может являться одним из оснований для разработки предложений по:

- населенным пунктам и зонам (точкам экономического роста и зонам опережающего развития), инвестиционно привлекательным для размещения новых объектов регионального значения;

- возможным изменениям границ земель различных категорий в определенном законом порядке;

- рекомендуемому местоположению линейных и локальных объектов и сооружений транспортной и инженерной инфраструктуры регионального значения;

- территориям, требующим дополнительных мер по их градостроительному развитию.

4.5.17. Проанализированные особенности размещения объектов регионального значения различных типов позволяют определить последовательность обоснования их примерного местоположения с учетом предлагаемой Концепции пространственной организации субъекта Российской Федерации.

Для точечных (локальных) объектов (в основном объектов капитального строительства):

- определение рекомендуемых территорий, благоприятных для капитального строительства;

- с учетом последовательности формирования социального и экономического каркаса территории - выбор вариантов возможного размещения объектов (в основном на основе планировочных центров I и II ранга) с учетом складывающихся тенденций размещения объектов регионального значения и планируемого размещения объектов федерального и местного значения данного вида.

Для линейных объектов:

- определение территорий, благоприятных для данного вида капитального строительства (линейного характера);

- учет складывающихся тенденций последовательного формирования региональной сети транспортных и инженерных коммуникаций;

- принципиальные направления территориального развития транспортной и инженерной инфраструктуры (на основе указанных выше документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации и межмуниципальных программ);

- увязка направлений (трасс) линейных объектов с планируемыми направлениями (задачами) формирования федеральной и местной транспортной и инженерной инфраструктуры, с учетом направлений их формирования на сопредельных территориях соседних субъектов Российской Федерации.

При обосновании местоположения (направлений трасс) линейных объектов регионального значения необходимо учитывать их соответствие определенным в Концепции пространственного развития планировочным осям I и II ранга, основу которых должны составлять коридоры транспортно-инженерных коммуникаций регионального значения.

Для объектов площадного характера (зон, территорий):

- определение территорий, благоприятных для соответствующей области деятельности - на основе зонирования территории по интенсивности и приоритетным видам использования;

- учет требований связности такого объекта с планировочными центрами и осями разного ранга;

- учет планируемого развития объектов федерального и местного значения аналогичного вида.

4.5.18. Прогнозируемые ограничения использования соответствующей территории

Предложенные варианты местоположения планируемых объектов должны быть оценены с точки зрения имеющихся и прогнозируемых ограничений использования соответствующей территории - аналогично такой оценке, выполненной по I варианту.

После выбора варианта размещения объекта регионального значения (в обоих рассматриваемых выше случаях) необходимо привести перечень зон с особыми уровнями использования территории, необходимых при создании данного объекта с их характеристиками (в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации - статья 14 часть 4) для включения этой информации в положения о территориальном планировании.