2. О процедуре расследования и пересмотра антидемпинговой меры

В соответствии со статьей 1 Соглашения переходного периода специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, применяемые в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств - членов Таможенного союза, подлежат пересмотру на предмет установления доли производства национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), для которых был установлен ущерб либо угроза ущерба, в общем объеме производства государств - членов Таможенного союза.

Как было указано в пункте 4 настоящего решения, во исполнение данной нормы Минпромторг России осуществил пересмотр антидемпинговой меры в отношении стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины, которая была введена в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406.

По настоящему делу Коллегия Суда не оценивает правомерность антидемпинговой меры в виде установления антидемпинговой пошлины на стальные кованые валки для прокатных станов, происходящие из Украины и ввозимые на территорию Российской Федерации, которая была введена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов". В пункте 3 настоящего решения приведены выводы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сделанные им в окончательном решении от 22 февраля 2012 года N ВАС-16795/11, которые Коллегия Суда рассматривает как сведения о фактах, не подлежащих доказыванию, и принимает во внимание, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации констатировал соответствие постановления Правительства Российской Федерации законодательству Российской Федерации.

Коллегия Суда учитывает, что в соответствии со статьей 6 Соглашения переходного периода специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры по результатам расследований, завершенных до даты подписания данного Соглашения, вводятся в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и подлежат пересмотру в соответствии с положениями статей 1 - 3, 5 Соглашения и, следовательно, в рассматриваемом случае процедура введения антидемпинговой меры Минпромторгом России подчиняется требованиям Федерального закона.

Статьей 2 Соглашения переходного периода предусмотрено, что в случае если по результатам указанного в статье 1 данного Соглашения пересмотра специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры, применяемой в отношении импорта товаров из третьих стран на территорию государства - члена Таможенного союза, установлено, что на долю национальных производителей аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования) приходится существенная часть, но не менее 25% от общего объема производства государств - членов Таможенного союза, то такая мера применяется в отношении импорта товара из третьих стран на единую таможенную территорию Таможенного союза на основе соответствующего решения Комиссии Таможенного союза до окончания срока действия меры, установленного Стороной, принявшей такую меру.

Из неконфиденциальных материалов пересмотра антидемпинговой меры, представленных Комиссией, усматривается, что доля российских предприятий-заявителей, для которых был установлен ущерб в общем объеме производства государств - членов Таможенного союза, в среднем за период с 2007 по 2009 год составляет 83%, то есть существенную часть в понимании статьи 2 Соглашения переходного периода. Как было указано в пункте 4 настоящего решения, в Республике Беларусь производство прокатных валков отсутствовало, а на долю Республики Казахстан в указанный период приходилось в среднем 17% производства прокатных валков в общем объеме производства данного товара в Таможенном союзе. Материалы пересмотра антидемпинговой меры также подтверждают, что в Республике Казахстан наблюдалось резкое падение объема производства прокатных валков (с 96 тонн в 2007 году до 11 тонн в 2009 году).

Изложенное подтверждает причинение ущерба в результате демпингового импорта прокатных валков не только отрасли производства Российской Федерации, но и аналогичной отрасли Республики Казахстан, причем такой критерий, как снижение объема производства, для Республики Казахстан носит более выраженный характер.

При таких обстоятельствах правомерно по смыслу статьи 2 Соглашения переходного периода и направлено на устранение негативных последствий для отрасли производства Таможенного союза, а не только Российской Федерации, применение антидемпинговой меры, ранее установленной в отношении импорта стальных кованых валков для прокатных станов лишь на территорию Российской Федерации, в отношении импорта данного товара на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Статья 3 Соглашения переходного периода устанавливает, что уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза при проведении пересмотра специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых в отношении импорта товаров из третьих стран на территорию данного государства, обеспечивает его публичность и транспарентность и предоставляет возможность заинтересованным лицам предоставить свои комментарии по данному вопросу в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, уполномоченный орган которого проводит данный пересмотр. Согласно статье 7 Соглашения переходного периода в ходе проведения пересмотра в соответствии с положениями статей 1 - 3 оглашения переходного периода и/или после введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза Сторонами проводятся консультации с национальными потребителями и производителями аналогичного (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товаров (для целей специального защитного расследования), а также обеспечивается возможность проведения консультаций между потребителями и производителями по вопросам, связанным с введением таких мер на единой таможенной территории Таможенного союза. Статья 8 Соглашения переходного периода предусматривает, что в ходе проведения пересмотра в соответствии с положениями статей 1 - 3 данного Соглашения КТС обеспечивает проведение консультаций с иностранными государствами и экспортерами, интересы которых затрагиваются в связи с пересмотром.

Материалы пересмотра антидемпинговой меры подтверждают тот факт, что при пересмотре антидемпинговой меры в отношении стальных кованых валков осуществлялась публикация уведомления о проведении пересмотра в сети Интернет, направлялись соответствующие сведения в адрес уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза и в Министерство экономики Украины, а также в адрес организаций, участвовавших в расследовании, по результатам которого антидемпинговая мера была введена на таможенной территории Российской Федерации. Также Минпромторг России провел консультации с национальными потребителями и производителями аналогичного товара, с иностранным государством и экспортерами, интересы которых затрагиваются в связи с пересмотром, предоставил им возможность направить свои комментарии по данному вопросу. Изложенное свидетельствует о том, что при пересмотре меры выполнены требования статей 3, 7, 8 Соглашения переходного периода к обеспечению транспарентности и публичности процедуры пересмотра антидемпинговой меры, а также к проведению консультаций с уполномоченными органами и заинтересованными лицами.

Статья 9 Соглашения переходного периода предусматривает, что КТС утверждает регламент проведения уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в КТС.

Коллегией Суда установлено, что Решением КТС от 20 сентября 2010 года N 401 утвержден Временный регламент. Данному документу присвоен гриф "Для служебного пользования", в связи с чем он не доведен до сведения лиц, участвовавших в антидемпинговом расследовании.

Коллегия Суда отмечает, что КТС обладала дискреционными полномочиями, которые допускали присвоение документам, в том числе Временному регламенту, грифа "Для служебного пользования". Это связано с тем, что цель любой процедуры в органах Таможенного союза и Единого экономического пространства - обеспечение функционирования и взаимодействия уполномоченных департаментов в интересах решения поставленных перед ними задач и реализации прав каждого из них. При этом хозяйствующие субъекты не вправе ссылаться на возможное нарушение правил о внутренней процедуре, так как данные правила не адресованы частным лицам.

Вместе с тем во исполнение требований статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении вопроса, в котором подлежит оценке содержание документа, имеющего гриф "Для служебного пользования", Комиссии следовало обеспечить особые условия ознакомления заинтересованных лиц с таким документом в той части, которая содержит процедурные вопросы, не имеющие конфиденциального характера (ознакомление представителей ПАО "НКМЗ" с Временным регламентом проведения расследований было произведено в судебном заседании 4 июня 2013 года).

Изложенное свидетельствует о том, что при распространении антидемпинговой меры в отношении прокатных валков на территорию Таможенного союза соблюдены условия, предусмотренные Соглашением переходного периода: установлено, что на долю российских производителей аналогичного товара приходится более 25% от общего объема производства государств - членов Таможенного союза, при проведении пересмотра обеспечены требования к его процедуре.

Коллегия Суда учитывает, что основания введения антидемпинговой пошлины (факт демпинга и размер демпинговой маржи, ущерб отрасли экономики и причинная связь между демпингом и ущербом отрасли) были установлены в соответствии с Федеральным законом в рамках расследования, предшествовавшего принятию постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 406 "О мерах по защите экономических интересов российских производителей стальных кованых валков для прокатных станов". ЕЭК, рассматривая в октябре - ноябре 2012 года заявление ПАО "НКМЗ" об отмене Решения N 904, руководствовалась положениями базового Соглашения, установив, что оспариваемое Решение, принятое в соответствии с положениями Соглашения переходного периода, не противоречит базовому Соглашению.

Коллегия Суда констатирует, что при проведении пересмотра антидемпинговой меры соблюдены условия параграфа 615 Доклада Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к ВТО, согласно которому с целью распространения антидемпинговых мер, действовавших на территории Российской Федерации, на территорию Таможенного союза следует обеспечить информирование заинтересованных сторон о возможности проведения пересмотров; пересмотры должны быть инициированы по запросу заинтересованных сторон.

Как указано в пункте 4 настоящего решения, Минпромторг России информировал всех заинтересованных лиц о начале пересмотра антидемпинговой меры. В ходе пересмотра о своей заинтересованности заявили Министерство экономики Украины, ПАО "Энергомашспецсталь", ПАО "НКМЗ", с которыми были проведены соответствующие консультации. Таким образом, было реализовано право уполномоченного органа иностранного государства и иностранных производителей и экспортеров на участие в процедуре пересмотра.

Согласно абзацу 2 статьи 2 Соглашения переходного периода с даты вступления в силу решения КТС о введении специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры на единой таможенной территории Таможенного союза по результатам пересмотра в отношении такой меры по инициативе компетентного органа или заявлению заинтересованного лица может быть проведено повторное расследование в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года.

Таким образом, иностранные производители и экспортеры товара, в отношении которого на территории Таможенного союза введена антидемпинговая мера, ранее действовавшая на территории одного государства-члена, имели возможность инициировать повторное расследование в отношении данной меры. При этом мера, ранее введенная на основе норм национального законодательства, подлежала пересмотру на предмет ее соответствия положениям базового Соглашения.

Учитывая, что материальное право заявителя не подтверждено и, следовательно, отсутствуют основания возникновения процессуальных прав, Коллегия Суда констатирует, что ссылки на процессуальные нарушения, в данном случае на отсутствие ознакомления представителей ПАО "НКМЗ" с Временным регламентом проведения расследований, при доказанном ввозе товара по демпинговым ценам не могут привести к признанию не соответствующим договорным нормам актов, которыми введены антидемпинговые меры.